Анализ данных таблицы 4 позволяет сделать вывод о высокой доле косвенных налогов в общей сумме обязательных платежей, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями области. При этом на долю НДС приходится от 70 до 92% всей величины налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями области в федеральный бюджет. Если рассматривать удельный вес НДС в структуре всех налоговых поступлений, то можно выявить аналогичную ситуацию. Так, если в 2003 г. его доля составляла 37,2% в общей сумме налоговых поступлений, то в 2008 г. этот показатель увеличился до 42,3%. Причина сложившейся ситуации заключается в росте величины выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Высокий удельный вес косвенных налогов свидетельствует о неэффективной налоговой политике государства в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Таблица 4
Удельный вес косвенных налогов в общем объёме налоговых платежей сельскохозяйственных предприятий Астраханской области, 2003 - 2008 гг.
Го д |
Удельный вес косвенных налогов в общей сумме уплаченных налогов (включая НДФЛ), в % |
Удельный вес косвенных налогов в общей сумме уплаченных налогов, за вычетом НДФЛ, в % |
2003 |
38,5 |
46,8 |
2004 |
29,5 |
34,8 |
2005 |
38,9 |
49,8 |
2006 |
46,2 |
57,7 |
2007 |
43,2 |
54,7 |
2008 |
42,3 |
54,1 |
Рассмотрим ситуацию с соотношением сумм государственной помощи из бюджетов различных уровней с величиной налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями (табл.5).
Анализ данных таблицы 5 показывает, что основные суммы налогов сельскохозяйственных предприятий области направляются в федеральный бюджет (46% в 2008 г. с учётом суммы НДФЛ и 59% без учёта суммы НДФЛ). В отношении регионального уровня можно отметить, что суммы полученных сельхозпредприятиями средств из бюджетов разных уровней области (по консолидированному бюджету) значительно превышают суммы уплаченных в бюджеты области налогов (в 2,7 раза в 2008 году). Если Данные таблицы свидетельствуют о превышении сумм налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями области в бюджеты разных уровней и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Такая ситуация характерна для исследуемого периода (2003 - 2007 гг.).
Только в 2008 году произошёл перелом ситуации в связи с реализацией государственных программ развития сельского хозяйства.
Таблица 5
Соотношение сумм налоговых платежей в бюджет сельскохозяйственных предприятий Астраханской области в 2003 - 2008 гг. с размерами государственной помощи, млн. руб.
Показатели |
Го д | |||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
1. Получено в отчётном году бюджетных средств, всего |
558,8 |
591,6 |
646,6 |
697,4 |
1 053,9 |
1 835,5 |
2. Уплачено налогов в бюджеты всех уровней и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, всего (включая НДФЛ) |
879,3 |
1 289,4 |
1 033,8 |
1 342,3 |
1 533,9 |
1 778,4 |
2.1 Уплачено налогов в бюджеты всех уровней и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - всего (без НДФЛ) |
723,0 |
1 092,8 |
806,6 |
1 076,3 |
1 210,8 |
1 388,3 |
3. Превышение сумм налогов (с учётом НДФЛ), уплаченных в бюджеты всех уровней и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, над общей суммой государственной помощи |
320,5 |
697,8 |
387,2 |
644,9 |
480,0 |
-57,1 |
3.1 Превышение сумм налогов (без НДФЛ), уплаченных в бюджеты всех уровней и в бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов, над общей суммой государственной помощи |
164,2 |
501,2 |
160,0 |
378,9 |
156,9 |
-447,2 |
4. Получено средств из федерального бюджета |
70,7 |
89,7 |
85,1 |
133,1 |
296,7 |
622,4 |
5. Уплачено налогов в федеральный бюджет |
438,3 |
480,4 |
482,2 |
683,4 |
729,2 |
816,6 |
6. Превышение суммы налогов, уплаченных в федеральный бюджет, над суммами государственной помощи из федерального бюджета |
367,6 |
390,7 |
397,1 |
550,3 |
432,5 |
194,2 |
7. Сумма полученных бюджетных средств по консолидированному бюджету Астраханской области, всего |
488,1 |
501,9 |
561,5 |
564,3 |
757,2 |
1 213,1 |
8. Суммы уплаченных налогов по консолидированному бюджету Астраханской области (включая НДФЛ) |
176,5 |
190,1 |
200,6 |
261,3 |
368,6 |
445,7 |
9. Превышение суммы полученных бюджетных средств над суммами уплаченных налогов в области (с учётом НДФЛ) |
311,6 |
311,8 |
360,9 |
303,0 |
388,6 |
767,4 |
10. Уплачено налогов в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
264,5 |
618,9 |
351,0 |
397,6 |
436,1 |
516,1 |
Источник: составлено автором на основании материалов Департамента сельского хозяйства Астраханской области (форма 10-АПК-село за 2003 - 2008 гг.). |
Понятие, задачи, значение, источники
информации анализа финансового состояния предприятия
Эффективность работы предприятия может быть определена путем анализа его финансово-экономического положения за ряд периодов хозяйственной деятельности. Анализ – это метод исследования объекта путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей объекта. Под финансовым состоянием предприят ...
Анализ основных производственных фондов
Результаты производственной деятельности предприятий электросвязи во многом зависят от развития, состояния, обновления и использования всех видов основных фондов. Основные фонды (средства труда) и оборотные средства (предметы труда) в совокупности образуют производственные фонды предприятия и его у ...
Фонд социального страхования РФ
Указом президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется – ФСС РФ) управляет средствами государстве ...