Анализ данных таблицы 4 позволяет сделать вывод о высокой доле косвенных налогов в общей сумме обязательных платежей, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями области. При этом на долю НДС приходится от 70 до 92% всей величины налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями области в федеральный бюджет. Если рассматривать удельный вес НДС в структуре всех налоговых поступлений, то можно выявить аналогичную ситуацию. Так, если в 2003 г. его доля составляла 37,2% в общей сумме налоговых поступлений, то в 2008 г. этот показатель увеличился до 42,3%. Причина сложившейся ситуации заключается в росте величины выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Высокий удельный вес косвенных налогов свидетельствует о неэффективной налоговой политике государства в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Таблица 4
Удельный вес косвенных налогов в общем объёме налоговых платежей сельскохозяйственных предприятий Астраханской области, 2003 - 2008 гг.
Го д |
Удельный вес косвенных налогов в общей сумме уплаченных налогов (включая НДФЛ), в % |
Удельный вес косвенных налогов в общей сумме уплаченных налогов, за вычетом НДФЛ, в % |
2003 |
38,5 |
46,8 |
2004 |
29,5 |
34,8 |
2005 |
38,9 |
49,8 |
2006 |
46,2 |
57,7 |
2007 |
43,2 |
54,7 |
2008 |
42,3 |
54,1 |
Рассмотрим ситуацию с соотношением сумм государственной помощи из бюджетов различных уровней с величиной налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями (табл.5).
Анализ данных таблицы 5 показывает, что основные суммы налогов сельскохозяйственных предприятий области направляются в федеральный бюджет (46% в 2008 г. с учётом суммы НДФЛ и 59% без учёта суммы НДФЛ). В отношении регионального уровня можно отметить, что суммы полученных сельхозпредприятиями средств из бюджетов разных уровней области (по консолидированному бюджету) значительно превышают суммы уплаченных в бюджеты области налогов (в 2,7 раза в 2008 году). Если Данные таблицы свидетельствуют о превышении сумм налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями области в бюджеты разных уровней и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Такая ситуация характерна для исследуемого периода (2003 - 2007 гг.).
Только в 2008 году произошёл перелом ситуации в связи с реализацией государственных программ развития сельского хозяйства.
Таблица 5
Соотношение сумм налоговых платежей в бюджет сельскохозяйственных предприятий Астраханской области в 2003 - 2008 гг. с размерами государственной помощи, млн. руб.
Показатели |
Го д | |||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
1. Получено в отчётном году бюджетных средств, всего |
558,8 |
591,6 |
646,6 |
697,4 |
1 053,9 |
1 835,5 |
2. Уплачено налогов в бюджеты всех уровней и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, всего (включая НДФЛ) |
879,3 |
1 289,4 |
1 033,8 |
1 342,3 |
1 533,9 |
1 778,4 |
2.1 Уплачено налогов в бюджеты всех уровней и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - всего (без НДФЛ) |
723,0 |
1 092,8 |
806,6 |
1 076,3 |
1 210,8 |
1 388,3 |
3. Превышение сумм налогов (с учётом НДФЛ), уплаченных в бюджеты всех уровней и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, над общей суммой государственной помощи |
320,5 |
697,8 |
387,2 |
644,9 |
480,0 |
-57,1 |
3.1 Превышение сумм налогов (без НДФЛ), уплаченных в бюджеты всех уровней и в бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов, над общей суммой государственной помощи |
164,2 |
501,2 |
160,0 |
378,9 |
156,9 |
-447,2 |
4. Получено средств из федерального бюджета |
70,7 |
89,7 |
85,1 |
133,1 |
296,7 |
622,4 |
5. Уплачено налогов в федеральный бюджет |
438,3 |
480,4 |
482,2 |
683,4 |
729,2 |
816,6 |
6. Превышение суммы налогов, уплаченных в федеральный бюджет, над суммами государственной помощи из федерального бюджета |
367,6 |
390,7 |
397,1 |
550,3 |
432,5 |
194,2 |
7. Сумма полученных бюджетных средств по консолидированному бюджету Астраханской области, всего |
488,1 |
501,9 |
561,5 |
564,3 |
757,2 |
1 213,1 |
8. Суммы уплаченных налогов по консолидированному бюджету Астраханской области (включая НДФЛ) |
176,5 |
190,1 |
200,6 |
261,3 |
368,6 |
445,7 |
9. Превышение суммы полученных бюджетных средств над суммами уплаченных налогов в области (с учётом НДФЛ) |
311,6 |
311,8 |
360,9 |
303,0 |
388,6 |
767,4 |
10. Уплачено налогов в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
264,5 |
618,9 |
351,0 |
397,6 |
436,1 |
516,1 |
Источник: составлено автором на основании материалов Департамента сельского хозяйства Астраханской области (форма 10-АПК-село за 2003 - 2008 гг.). |
Анализ ликвидности и
платежеспособности
Ликвидность – это способность ценностей превращаться в деньги. Платежеспособность - это возможность организации вовремя оплачивать свои долги. Это основной показатель стабильности ее финансового состояния. В более тесном, конкретном смысле платежеспособность - это наличие у предприятия денежных сре ...
Планирование и финансирование расходов учреждений обороны
Рассмотрим планирование и финансирование учреждений обороны на примере воинской части. Воинские части и соединения, являясь бюджетными учреждениями, существуют за счет выделяемых денежных средств из федерального бюджета по смете Федеральной Пограничной Службы. Финансирование Федеральной Пограничной ...
Платежи за ресурсы
Производственно-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования связана с привлечением значительных материальных ресурсов. Эффективность их использования оказывает непосредственное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В эффективном использовании этих ресурсов ...