Таким образом, можно сделать следующие выводы о сложившейся в Астраханской области системе налогообложения сельхозпредприятий:
1. Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей сельскохозяйственных предприятий области занимает НДС, причём его доля ежегодно увеличивается, что говорит о несовершенстве государственной налоговой политики.
2. Суммы налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями области в бюджеты разных уровней и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, зачастую превышают величину государственной помощи из бюджетов.
Основные суммы налогов сельскохозяйственных предприятий области направляются в федеральный бюджет, а размер средств, выделяемых из федерального бюджета для сельского хозяйства, значительно меньше суммы уплачиваемых налогов. Обратная картина сложилась в отношении областного уровня: здесь суммы средств, выделяемых из областного и местных бюджетов, почти в 3 раза превышают суммы уплаченных налогов, что переводит область в разряд регионов-доноров.
В настоящее время государством осуществлён ряд шагов, направленных на ослабление налогового бремени для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, им предоставляются обширные льготы по традиционной системе налогообложения, а также введён специальный налоговый режим - Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Данный режим регулируется главой 26.1 НК РФ, вступившей в действие с 2002 года. Нормы данной главы устанавливали единый сельскохозяйственный налог регионального уровня. С 1 января 2004 года ЕСХН был переведён на федеральный уровень, в разряд специальных налоговых режимов. Краткая сравнительная характеристика действующих режимов налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации, приведена в таблице 6.
Таблица 6
Сравнительный анализ режимов налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации
Налоги и взносы, уплачиваемые при разных режимах | |
Общий режим Спецрежим для сельхозпроизводителей | |
Налог на прибыль организаций Прибыль от реализации произведённой и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции облагается по следующим ставкам (№ 110-ФЗ от 06.08.2001 г. в ред.158-ФЗ от 22.07.2008 г.): 2004 - 2012 гг. - 0%; 2013 - 2015 гг. - 18%; с 2016 г. - 20%. Законами субъектов РФ налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. |
Единый сельскохозяйственный налог (Доходы - Расходы) × 6% Примечание. Перечень расходов по ЕСХН, в отличие от перечня по налогу на прибыль, является закрытым. |
Налог на имущество организаций Ставка составляет до 2,2% от среднегодовой стоимости основных средств. Ряд основных регионов ввели льготы производителям сельхозпродукции для имущества организаций, используемого в производстве и переработке сельхозпродукции. |
Освобождены от уплаты налога на имущество организаций. |
Налог на добавленную стоимость 0 - 18% добавленной стоимости или сумма к возврату из бюджета. Величина налога, подлежащая к уплате в бюджет, колеблется вокруг нуля, поскольку "входящий" НДС уплачивается по ставке 18%, а "исходящий" для производителей большинства видов сельскохозяйственной продукции - по ставке 10%. Кроме того, суммы к возврату присутствуют у хозяйств, которые приобретают основные средства, занимаются строительством. У таких налогоплательщиков суммы к возмещению достигают нескольких десятков миллионов рублей. |
Налог на добавленную стоимость 10 - 18% от материальных затрат. Согласно законодательству, освобождены от уплаты данного налога. Фактически НДС уплачивается, поскольку существует "входящий" НДС, уплачиваемый поставщикам ГСМ, сырья, техники и т.д., который не может быть предъявлен затем к вычету или возмещению из бюджета и в итоге увеличивает затраты налогоплательщика. |
Единый социальный налог Для налогоплательщиков-сельхозтоваропроизводителей максимальная ставка составляет 20% от выплат в пользу работников. Но с учётом вычета взносов на пенсионное страхование, которые уплачиваются при всех спецрежимах (максимальная ставка - 10,3%), итоговая ставка ЕСН составит не более 9,7%. |
Освобождены от уплаты ЕСН, за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование работников. |
Проблемы налоговой политики в России
Налоговые проблемы в их многообразных проявлениях сегодня стали предметом повышенного внимания со стороны и высшего политического руководства страны, и научной общественности, и налоговиков на всех уровнях российской власти, и хозяйствующих субъектов. Предстоит серьезная работа по реальному осущест ...
Финансовый анализ предприятия: сущность и роль
Основными хозяйствующими субъектами на потребительском рынке, осуществляющими розничную продажу товаров, выступают торговые предприятия (юридические лица) или отдельные предприниматели (физические лица). Переход к рыночной экономике требует от предприятий торговли повышения внимания к оценке эффект ...
Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой
устойчивости предприятия
Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Не менее важное значение в ...