Финансы и экономика » Налогообложение учреждений УИС » Понятие налогов, классификация налогов

Понятие налогов, классификация налогов

Страница 1

В российском законодательстве юридическое определение налога приведено в ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, где налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. На основании определения, данного в ст. 8 НК РФ, выделяют[1] юридические признаки, присущие налогу: законность установления; ограничение права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ в пользу публичных образований; социальная обусловленность, общеобязательность; индивидуальная безвозмездность; безвозвратность; денежный характер; принудительность изъятия; основанность на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

В ч. 2 ст. 8 НК установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Под юридически значимыми действиями законодатель подразумевает разновидность юридических фактов, закрепленных в гипотезах правовых норм конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения соответствующих правоотношений[2]. В настоящее время ст. 12 Налогового кодекса РФ предусматривает сборы только на федеральном уровне. Главой 25.1 НК РФ регулируется взимание сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Разновидностью сборов в налоговом праве России признаются пошлины. Так, государственной пошлиной, в соответствии со ст. 333.16 НК РФ, является сбор, взимаемый с плательщиков пошлины при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. К юридически значимым действиям в том числе приравнивается выдача документов (их копий, дубликатов).

Сборы и пошлины отличаются от налогов отсутствием такого юридического признака, как индивидуальная безвозмездность.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Налоговом кодексе РФ предусмотрены налоги, сборы и пошлины, в то время как в Налоговом кодексе РК - налоги, сборы, пошлины, платы и платежи, а также таможенные платежи.

Вопрос о функциях налогов рассматривается практически в каждом научном труде, посвященном исследованию теоретических основ налогового права и анализу методологических проблем развития экономической теории налогов и налогообложения. Между тем системный анализ этих работ приводит к выводу, что до настоящего времени налоговая наука не выработала единый стандарт формирования перечня функций, выполняемых налогами.

Примером тому могут служить следующие высказывания, в которых представлены разные позиции по вопросам, связанным с формированием перечня функций, выполняемых налогами. Один подход сводится к тому, что « .налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов: фискальная, социальная, регулирующая и контрольная»[3]. Другие исследователи полагают, что «выделяются следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная»[4]. Третьи авторы, ограничивая область исследования проблемами налогообложения оборота и реализации алкогольной продукции, еще более сужают предлагаемый перечень функций налогов: «регулирующая и фискальная функции являются единственными функциями налога»[5].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Анализ движения денежных средств
Анализ движения денежных средств проводится по данным отчетного периода. На первый взгляд такой анализ, как и любой другой раздел ретроспективного анализа, имеет сравнительно невысокую ценность для финансового менеджера, однако можно привести аргументы, в известной степени, оправдывающие его провед ...

Мероприятие по аутстаффингу и экономическая оценка эффективности по данному мероприятию
В службе технического обслуживания Нефтеюганского УМН наблюдается негативная тенденция увеличения затрат по статье “Оплата труда”. В этом случае у руководства есть только два пути, либо просто уволить "лишних" людей и получить "социальный взрыв", либо применить технологию аутста ...

Проблемы финансового состояния бюджетного учреждения
Рыночные условия хозяйствования привели к появлению нового для бюджетных учреждений явления как предпринимательская деятельность. В соответствии со ст. 50 ГК РФ учреждения такого типа могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых ...

Главные категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru