Финансирование образования определяется, в первую очередь, конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Как известно из ст. 43 Конституции Российской Федерации[23] и конкретизирующего конституционные гарантии Закона Российской Федерации «Об образовании»:
- все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием;
- бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиватьcя те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.
Это исходные позиции, на которых базируется построение системы финансирования образования.
Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства:
- учителям и преподавателям необходимо платить заработную плату;
- учебные помещения нужно обслуживать, ремонтировать, обеспечивать теплом, энергией;
- здания нужно строить;
- для учебного процесса необходимо приобретать пособия, приборы, оборудование, мел, тряпки и т.п.
Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:
- принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и их распределения между образовательными учреждениями;
- количественными параметрами системы образования и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.
Как известно, учреждение это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами. Следовательно, по мнению А.П. Егоршина, имеет место некоторая общая цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность в сфере финансирования. По аналогии с управлением можно сказать, что эта деятельность должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции[24].
Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:
- определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;
- планирование расходов бюджетов на образование;
- обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;
- обеспечение правильного целевого расходования средств;
- обеспечение эффективного расходования средств
Задачи четко разделяются на три основные группы:
- целеполагание и планирование;
- расходование средств, в соответствии с целями и планом;
- контроль за расходованием средств.
Стоит согласиться с А.Д. Шеремет, поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
- системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
- процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
- процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета[25].
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
- Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
- Федеральное Собрание Российской Федерации (законодатель);
- Правительство Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации, включая систему Федерального казначейства и его территориальных органов как составную часть Министерства финансов;
- федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
- уполномоченные банки (проводящая сеть);
- собственно образовательные учреждения федерального ведения (расходование).
На уровне субъектов Российской Федерации:
- Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо);
- законодательные органы субъектов Российской Федерации (законодатель);
- правительства субъектов Федерации;
- министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов Федерации;
- министерства и ведомства субъектов Федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, по науке и образованию и т.д.);
- территориальные (внутри субъекта Федерации) управления образованием;
- банки, уполномоченные банки (проводящая сеть);
- образовательные учреждения ведения субъектов Федерации (расходование).
На муниципальном уровне:
- законодатель муниципального уровня;
- финансовые отделы;
- отделы народного образования;
- банки, отделения банков (проводящая сеть);
- муниципальные образовательные учреждения (расходование).
Как видно из перечисленного, «наборы» участников финансирования на всех уровнях бюджетов очень похожи, если не сказать аналогичны. Это позволяет представить обобщенную схему финансирования образования, которую можно считать схемой управления по функции «бюджетное финансирование».
Разработка проектной схемы финансирования
В рамках проекта планируется значительное техническое и технологическое перевооружение торгового зала главного офиса. В результате появится крупный магазин, осуществляющий торговлю на принципах самообслуживания, способный занять лидирующие позиции на рынке розничных продаж данной продукции. Для реа ...
Теоретические концепции издержек производства и их эволюция
Одновременно с развитием производства развиваются и экономическая наука и практика изучения затрат. В настоящее время можно выделить следующие подходы к изучению затрат. Согласно теории трудовой стоимости, затраты народного хозяйства и хозяйствующих субъектов — это труд и только труд. На практике ж ...
Организационно-экономическая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ СТРОЙБИЗНЕС», именуемое в дальнейшем «Общество», было зарегистрировано в 2000 г. Место нахождения Общества: г. Тула, ул. Оружейная, д. 8, почтовый индекс 300028. Сокращенное фирменное наименование Общества: ООО «ТД СТРОЙБИЗНЕС». Общество являет ...