Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев или года.
Ежемесячные авансовые платежи, уплачиваемые исходя из прибыли прошлого квартала, вносятся в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного года. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате квартальных авансовых платежей. Квартальные платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Введение в действие гл. 25 «Налог на прибыль организаций серьезно поставило вопрос о необходимости ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства. В связи с тем, что у многих из них бухгалтерский учет не находит своих пользователей (не используется в управленческих целях, отчетность предоставляется собственникам и т. д.), организации стремятся заменить требования нормативных актов по бухгалтерскому учету положениями гл. 25 НК РФ. При таком подходе к учету заработную плату бухгалтера, оплату консультаций и иные расходы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета ради налогообложения, следует расценивать руководством не иначе как дополнительные налоговые платежи.
Развитие рыночных отношений и повышение конкуренции требует от руководства любых организаций (как малых, так и больших) более точных и полных сведений о доходах, расходах и финансовом положении. Такую информацию налоговый учет предоставить не может. В этом признаются и сотрудники Министерства по налогам и сборам РФ. Совершенствование налоговой системы РФ, ужесточение налогового контроля, накапливание опыта налоговыми инспекторами делает задачу уклонения от налогов с каждым годом все более сложной и рискованной. Поэтому все больше ценится опыт работы по грамотной уплате налогов.
Эффективное построение системы налогового учета может осуществляться по двум направлениям:
1) параллельная организация налогового и бухгалтерского учета;
2) максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета.
Параллельная организация налогового и бухгалтерского учета
Зачастую указанный вариант провозглашается в специальной литературе, посвященной вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, чуть ли не как единственно возможное решение. Об этом же говорят и должностные лица Министерства по налогам и сборам РФ, предлагая налогоплательщикам воспользоваться изданными ими рекомендациями. Однако разработанные Министерством по налогам и сборам РФ формы налоговых регистров уже не раз подвергались жесткой и вполне обоснованной критике специалистами. Основные недостатки параллельной организации налогового учета в соответствии с рекомендациями, разработанными Министерством по налогам и сборам РФ, выражаются в следующем:
• существенное возрастание объемов учетных работ, и в связи с тем, что основную часть хозяйственных операции необходимо отражать не в одном, а сразу в двух видах учета. При этом большинство указанных операций имеет идентичное толкование как в рамках бухгалтерского, так и в рамках налогового учета;
• отсутствие в налоговом учете механизмов контроля за полнотой отражения хозяйственных операций, что не дает возможности быть уверенным в правильности исчисления налоговой базы;
• отсутствие взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учетом, что не даст возможности выделить операции, приводящие к возникновению различий между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью.
Следовательно, предложенные Министерством по налогам и сборам РФ формы налоговых регистров не позволяют достоверно исчислить облагаемую базу по налогу на прибыль и крайне неэффективны в условиях ручной обработки информации. Разумеется, организация может разработать собственную форму налоговых регистров, которая позволит устранить два последних недостатка. Однако от дублирования операций это все равно не спасет. Поэтому такая организация бухгалтерского и налогового учета приводит к значительному увеличению объема учетных работ. При этом наличие соответствующего дорогого программного обеспечения является практически обязательным условием реализации данного подхода. Очевидно, что совместить эти условия можно только в крупных организациях. Что же касается небольших хозяйствующих субъектов с ограниченными финансовыми возможностями, то у них не остается иного выбора, как постараться максимально сблизить бухгалтерские и налоговые способы ведения учета.
Налоги, не уплачиваемые при применении ЕНВД
При переходе на ЕНВД плательщик освобождается от уплаты налогов, относящихся к общему режиму налогообложения в зависимости от его статуса (п. 4 ст. 346.26 НК РФ): - налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога ...
Основные направления совершенствования бюджетной политики и казначейской
системы исполнения бюджета
Верховный Совет Украины 21 июня 2005 года принял новый базовый Закон, который определяет законодательную основу бюджетного процесса, – Бюджетный кодекс Украины. Нельзя сказать, что это идеальный документ и что он решает все вопросы. Прежде всего, вопросы, связанные, с распределением полномочии межд ...
Налоговая система Российской Федерации в 1998 г
Стержневой частью экономических реформ России является налоговое законодательство, которое должно урегулировать отношения субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, форм собственности и направлений их деятельности с государством. Необходимо создать для них равные стартовые усл ...