Стержневой частью экономических реформ России является налоговое законодательство, которое должно урегулировать отношения субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, форм собственности и направлений их деятельности с государством. Необходимо создать для них равные стартовые условия и возможности ускоренного развития для тех организаций, деятельность которых в наибольшей мере соответствует решению первостепенных задач страны.
Налоговая система, которая формировалась в 1991-1992 гг. , не могла предусмотреть все особенности рыночной экономики, предвидеть те сложности и трудности, с которыми придется столкнуться при становлении новых отношений хозяйствования. Поэтому в основные законы, принятые в начале реформ, вносилось множество уточнений и дополнений, часто противоречивых, нелогичных. Многие нормы отменялись и вновь вводились по несколько раз.
Однако сейчас стало совершенно очевидным, что некоторые базовые нормы устарели; это и определило необходимость проведения налоговой реформы. Реформа готовилась уже в 1993-1996 гг. Но годом масштабной налоговой реформы должен был стать 1997 год, в течении которого предполагается полностью принять Налоговый кодекс Российской Федерации (все четыре его части). Если налоговый кодекс начнет полностью действовать с 1998 года, то создадутся условия для ускоренного завершения экономических реформ и стабилизации экономики. В налоговом кодексе в соответствии с Конституцией РФ будут определены общие принципы налогообложения, установлены права всех субъектов и процессуальные нормы их отношений, четко обоснованно применение "силовых" методов (арест счетов, имущества), как и кто может установить отсрочки платежей.
Важнейшей задачей
государства
при выборе и проведении налоговой политики является гарантия стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность, а в России будет сохраняться климат, неблагоприятный для инвестиций и развития экономики.
Вторая задача
связана с упрощением и рационализацией действующей налоговой системы на основе сокращения числа налогов и снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. При этом налоговую систему необходимо сделать более справедливой, а налоговое бремя распределить более равномерно между различными субъектами экономической деятельности, в частности за счет пересмотра и общего сокращения налоговых льгот.
Для повышения действенности налоговой системы необходимо пересмотреть подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, порядок уплаты налогов и отношений между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений и ужесточить контроль за уплатой налогов.
В краткосрочной перспективе существенного изменения налогового режима не произойдет. В 1998 год Россия вступает со старой налоговой системой, которая подверглась не слишком серьезным изменениям. При этом отменяются некоторые налоговые льготы, перекрываются отдельные способы ухода от налогообложения, рационализируется выполнение отдельных налоговых процедур, устанавливается единый порядок уплаты акцизов российскими производителями и импортерами подакцизной продукции. С большей степенью уверенности можно прогнозировать, что уже с середины следующего года начнется радикальное преобразование налоговой системы.
Анализ эффективности
единого сельскохозяйственного налога на предприятиях
Прежде чем применять ту или иную систему налогообложения, необходимо провести анализ их эффективности, то есть выявить все плюсы и минусы. При этом акцент необходимо делать на улучшение финансовых результатов деятельности, а не на сокращение налоговых платежей. Снижать налоги следует до тех пор, по ...
Объекты налогообложения
1. Объектом налогообложения согласно ст.146 НК РФ признаются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступн ...
Проблемы и основные направления совершенствования налогообложения
В России сложилась практика выработки налоговой политики в очередном финансовом году и в последующие 2 года. При составлении бюджета на очередной финансовый год основные направления налоговой политики дают возможность с большей достоверностью запланировать доходную часть федерального и региональных ...