Финансы и экономика » Налогообложение предприятия: современные проблемы, направления совершенствования » Налогообложение малого и среднего бизнеса

Налогообложение малого и среднего бизнеса

Страница 1

За годы реформ создан целый ряд законов, указов Президента и постановлений правительства, а также законодательных актов субъектов Федерации, которые так или иначе формировали и уточняли правовое поле российского малого и среднего бизнеса. Важнейшим среди них является закон «О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации», принятый в мае 1995г. Он стал основным рамочным законом для этого сектора. Главным критерием малых предприятий, как отмечалось ранее, по-прежнему остается численность занятых[3]:

- в промышленности, строительстве и на транспорте — до 100 чел.;

- в сельском хозяйстве и науке — до 60 чел.;

- в оптовой торговле и легкой промышленности — до 50 чел.;

- в розничной торговле и услугах для населения — до 30 чел.

Кроме того, в уставном капитале малых предприятий доля государства или третьих лиц, не являющихся в свою очередь малыми фирмами, не должна превышать 25 %. (Эти критерии в принципе близки тем, которые применяются в законодательстве стран Евросоюза.) Далее, в этом законе определены допустимые формы государственной поддержки малого бизнеса, пределы бюджетных средств на эти цели, перечень и соподчиненность участвующих в осуществлении государственной политики поддержки малого бизнеса структур и институтов, процедура принятия соответствующих государственных программ и т. п.

Другим документом, который задевает предпринимательскую общественность, стал закон от 31.07.98 № 148 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Он предусматривает обязательное введение фиксированных авансовых ставок налога для малых предприятий с числом занятых до 15 человек в некоторых сферах деятельности (торговля, строительство, услуги и др.); при этом конкретный механизм расчета вмененного дохода, исходя из местоположения и занимаемой предприятием площади, численности занятых и т. д. оставлен на усмотрение субъектов Федерации.

В целом законодательная база для развития малого и среднего предпринимательства на сегодня весьма слаба, неполна и противоречива. Так, по сей день не принят ряд важных законов, — например, закон о кредитных союзах малого бизнеса, о гарантийных фондах в малом предпринимательстве, о социальной защите малого предпринимателя (мы не говорим здесь о тех брешах в законодательстве, которые препятствуют развитию любого бизнеса — как крупного, так и малого, — иначе этот перечень продлился бы весьма значительно). Неурегулированными остаются вопросы, связанные с частной собственностью на землю, что не позволяет развивать залоговые операции; не внесен в Думу закон о ремесленничестве; не приняты поправки в указанный выше рамочный закон, которые конституировали бы понятия «микропредприятие», «среднее предприятие».

Далее, многие законы являются лишь рамочными, включая и базовый закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», что означает, что их действие либо зависит от других законодательных актов, которые иногда не появляются годами, либо от подзаконных актов исполнительной власти, которые подчас искажают идею законодателя до неузнаваемости [15, С.68].

Есть, конечно, и позитивные изменения в законодательной базе. Особенно важным шагом стало в свое время принятие Гражданского кодекса (первая часть его вступила в силу 1.01.95) — в нем были определены правовые формы предприятий, описаны процедуры учреждения, реорганизации и ликвидации предприятий, принципы и границы ответственности за результаты хозяйственной деятельности, допустимые формы сделок и т. п. Гражданский кодекс устранил многие лакуны и противоречия в действующем законодательстве и заложил основы свободы договоров, ответственности за хозяйственную деятельность и конкуренции в российской экономике. Еще одним важным шагом стал Налоговый кодекс (первая часть принята Думой и вступила в действие с 1 января 1999г.).

В целом правовое поле российского малого и среднего бизнеса за последние годы существенно изменилось, но не всегда — в лучшую сторону. Большинство новаций было связано с налогообложением. В частности, введение Налогового кодекса РФ (часть I) с 01.01.99 г. продолжило тенденцию «вымывания» из федерального законодательства льгот и преференций для малых предприятий. Принцип «социальной налоговой справедливости» унифицирует налогоплательщиков всех категорий, не подразделяя их на «малые» и «большие» предпринимательские структуры. Статья 56 налогового кодекса РФ прямо указывает, что «нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер». При этом понятие «малое предприятие» как особая категория налогоплательщика в налоговом кодексе РФ не применяется, что фактически снимает саму возможность постановки вопроса о налоговых преференциях и льготах со стороны федеральной власти для малого бизнеса. Согласно новым налоговым правилам предпринимателю придется отдавать с рубля дохода 60 коп. в качестве налогов. Тогда как в странах, где малый бизнес гораздо прочнее стоит на ногах (в тех же США или Турции), совокупная доля налоговых изъятий с 1 долл. дохода составляет 20—30 центов.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Анализ финансовых результатов деятельности организации
Составим таблицу динамики показателей прибыли, используя форму №2 Бухгалтерской отчетности ОАО «РЖД» за 2009г [6]. Единица измерения - тыс.руб. Таблица 4. Динамика показателей прибыли ОАО «РЖД» Показатели Отчетный период Аналогичный период предыд. года Изменение показателя Отчетный период к предыд. ...

Налоговое стимулирование предприятий, занимающихся инновационной деятельностью
В России введены льготы для малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Так, например, освобождается от налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новых технологий, новой техники, оборудования. Малым ...

Система внутреннего контроля движения денежных средств
Система внутреннего контроля – это политика и процедуры, разработанные чтобы защитить активы, обеспечить соответствие с финансовой политикой компании и достоверность данных, отраженных на бухгалтерских счетах [3,c.98]. Жесткая система внутреннего контроля над денежными средствами и ликвидными актив ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru