Финансы и экономика » Политика управления задолженностью » Политика управления дебиторской задолженностью

Политика управления дебиторской задолженностью

Страница 1

Многие российские предприятия несут серьезные риски, сталкиваясь с проблемой неплатежеспособности, ненадежности своих партнеров. Из-за роста дебиторской задолженности возникает дефицит оборотных средств, а это уже грозит платежеспособности самому предприятию.

Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Различие состоит в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.

Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:

§ выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

§ ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

§ определение скидок для различных групп покупателей;

§ ускорение истребования долгов;

§ оценка упущенной выгоды от неиспользованных средств, «замороженных» в дебиторской задолженности. [19, с. 19]

Казалось бы, решить проблему дебиторской задолженности просто – заключать сделки только с применением предварительной оплаты. Однако этот путь применим в отношении небольших, узкоспециализированных организаций, более крупные организации с устоявшимися связями, со своей клиентской базой неизбежно работают в кредит. Для этого необходимо проведение эффективной политики управления дебиторской задолженностью.

Целями создания системы управления являются уменьшение рисков компании, а также оптимизация действий персонала компании и экономия времени при принятии управленческих решений. [23, с. 23–24]

Факторами, которые обуславливают рост дебиторской задолженности, являются: общее падение производства при относительном росте доходов и покупательной способности; снижение инвестиционных накоплений компании и иных остатков денежных средств; недоступность получения кредитов для большинства предприятий; влияние так называемой психологии государственных иждивенцев, существующей во многих отраслях и предприятиях; отсутствие у государства эффективных экономических рычагов воздействия на рыночные цены, в том числе твердой антимонопольной политики [23, с. 74].

Уровень дебиторской задолженности определяется следующими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, политика расчетов с клиентами. [23, с. 76]

При проведении политики управления дебиторской задолженностью выделяют этапы:

1) Проведение анализа дебиторской задолженности организации в разрезе определенного периода (по видам, суммам), то есть ранжирование задолженности.

Анализ дебиторской задолженности – основа формирования кредитной политики компании. Ведущую роль здесь играет организованный учет первичной документации, позволяющий отслеживать сроки реализации продукции и сопоставлять их со сроками оплаты. [36, с. 25]

2) Создание в компании четких правил работы с дебиторской задолженностью. Данные правила разрабатываются для подразделений и отделов в целях их эффективного взаимодействия, а также для установления единообразного движения информации о состоянии дебиторской задолженности от руководства до подчиненных. Информация о проблемных долгах аккумулируется в юридической службе компании для взыскания.

3) Становление лимита дебиторской задолженности, приемлемого для компании. В целях принятия решения о возможности установления общего лимита дебиторской задолженности в рамках компании и распределения этого лимита между конкретными клиентами, специалисты организации могут использовать различные механизмы оценки и расчета. Учитываются такие факторы, как реальная стоимость дебиторской задолженности, ее первоначальная величина, продолжительность (в днях) предоставленной отсрочки платежа и ставка, по которой компания привлекает заемные средства.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Основные направления использование финансовых ресурсов
Владея информацией о каждом элементе основных средств в производственном процессе, о их физическом и моральном износе, о факторах, которые влияют на использование основных средств, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность использования основных средств и производственных мо ...

Анализ финансово-экономической деятельности
Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. Спортивная школа, как правило, создается в виде образовательного учреждения дополнительного образования детей и в этом сл ...

Основные положения законодательства об акцизах
Акциз - налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации. [1] Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлеж ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru