Многие российские предприятия несут серьезные риски, сталкиваясь с проблемой неплатежеспособности, ненадежности своих партнеров. Из-за роста дебиторской задолженности возникает дефицит оборотных средств, а это уже грозит платежеспособности самому предприятию.
Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Различие состоит в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.
Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:
§ выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
§ ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
§ определение скидок для различных групп покупателей;
§ ускорение истребования долгов;
§ оценка упущенной выгоды от неиспользованных средств, «замороженных» в дебиторской задолженности. [19, с. 19]
Казалось бы, решить проблему дебиторской задолженности просто – заключать сделки только с применением предварительной оплаты. Однако этот путь применим в отношении небольших, узкоспециализированных организаций, более крупные организации с устоявшимися связями, со своей клиентской базой неизбежно работают в кредит. Для этого необходимо проведение эффективной политики управления дебиторской задолженностью.
Целями создания системы управления являются уменьшение рисков компании, а также оптимизация действий персонала компании и экономия времени при принятии управленческих решений. [23, с. 23–24]
Факторами, которые обуславливают рост дебиторской задолженности, являются: общее падение производства при относительном росте доходов и покупательной способности; снижение инвестиционных накоплений компании и иных остатков денежных средств; недоступность получения кредитов для большинства предприятий; влияние так называемой психологии государственных иждивенцев, существующей во многих отраслях и предприятиях; отсутствие у государства эффективных экономических рычагов воздействия на рыночные цены, в том числе твердой антимонопольной политики [23, с. 74].
Уровень дебиторской задолженности определяется следующими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, политика расчетов с клиентами. [23, с. 76]
При проведении политики управления дебиторской задолженностью выделяют этапы:
1) Проведение анализа дебиторской задолженности организации в разрезе определенного периода (по видам, суммам), то есть ранжирование задолженности.
Анализ дебиторской задолженности – основа формирования кредитной политики компании. Ведущую роль здесь играет организованный учет первичной документации, позволяющий отслеживать сроки реализации продукции и сопоставлять их со сроками оплаты. [36, с. 25]
2) Создание в компании четких правил работы с дебиторской задолженностью. Данные правила разрабатываются для подразделений и отделов в целях их эффективного взаимодействия, а также для установления единообразного движения информации о состоянии дебиторской задолженности от руководства до подчиненных. Информация о проблемных долгах аккумулируется в юридической службе компании для взыскания.
3) Становление лимита дебиторской задолженности, приемлемого для компании. В целях принятия решения о возможности установления общего лимита дебиторской задолженности в рамках компании и распределения этого лимита между конкретными клиентами, специалисты организации могут использовать различные механизмы оценки и расчета. Учитываются такие факторы, как реальная стоимость дебиторской задолженности, ее первоначальная величина, продолжительность (в днях) предоставленной отсрочки платежа и ставка, по которой компания привлекает заемные средства.
Направления совершенствования управления финансовым
состоянием
С учетом среднегодовых размеров запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей, а также выручки и себестоимости произведем расчет длительности циклов производственно-хозяйственного процесса за 2006 год. Производственные запасы – (А210+220) = 2399 тыс. руб. Совокупная дебиторская задолженность – ...
Налоговые правоотношения
Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это самые массовые отношения, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей. Основные участники отношений – налогоплательщики, благодаря их взносам государственная машина получает «горюч ...
Исчисление и уплата налога
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумм ...