Несмотря на это введение новой системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет большое значение для отрасли. Во всем мире крестьянство дотируется из госбюджетов и имеет множество льгот по уплате налогов, и Россия не должна быть исключением.
Однако сделать однозначный вывод о целесообразности перехода на уплату ЕСХН нельзя. Необходимо сравнить режимы налогообложения, чтобы понять, выгодно ли организации, находящейся на общем режиме, при прочих равных условиях переходить на уплату ЕСХН.
Таблица 1
Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу в Астраханской области (по состоянию на 1 января 2010 г.)
Имея возможность более широко применять методы налоговой оптимизации с учетом того, что объектом налогообложения ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, у предприятий появляется реальная возможность снизить налоговую базу законными способами, а также возможность повысить эффективность производства за счет снижения налоговых платежей и увеличения суммы оборотных средств, находящихся в распоряжении предприятия[3].
Существует реальная возможность повышения заработной платы работников предприятий и, соответственно, отчислений в Пенсионный фонд, поскольку эти расходы уменьшают налоговую базу для расчета ЕСХН.
Наряду с отмеченными положительными моментами следует обратить внимание и на возможные отрицательные последствия, к которым может привести применение новой системы налогообложения.
Это сужение рынка сбыта готовой продукции, поскольку большей части покупателей, являющихся плательщиками НДС, будет невыгодно приобретать продукцию у сельскохозяйственных предприятий, которые плательщиками НДС не являются, так как они (покупатели) не получат возможности произвести налоговые вычеты по НДС.
Таким образом, освобождение плательщиков ЕСХН от уплаты НДС хотя и снижает общий уровень налоговых платежей, но вызывает сложности с реализацией продукции.
Однако для большинства хозяйств расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость являются наиболее затруднительными. Поэтому целесообразно рассмотреть вариант бюджетного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе освобождения их от уплаты НДС как положительный момент перехода на ЕСХН.
И все же главный недостаток специального налогового режима - дальнейшее увеличение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию на сумму НДС. Исходя из этого можно сделать вывод о нецелесообразности перехода на ЕСХН для сельских организаций и предпринимателей, у которых значительная доля затрат оплачивается с НДС[4].
В ЕСХН не консолидированы все налоги, связанные с сельскохозяйственным производством, например, земельный налог с земельных участков, отнесенныхземлям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства. Поэтому необходимо внести поправки, предусматривающие освобождение налогоплательщиков от уплаты земельного налога.
Еще одной отрицательной стороной перехода на уплату ЕСХН является то, что предприятия с целью минимизации налоговой базы будут направлять все усилия на увеличение суммы расходов, связанных с производством и реализацией готовой продукции. В результате повышается себестоимость продукции, и, соответственно, отпускные цены, снижается конкурентоспособность продукции. Следовательно, неизбежно уменьшение рентабельности предприятий, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль (разница между доходами и расходами предприятия).
Таким образом, еще до момента перехода на новый налоговый режим в виде ЕСХН предприятиям необходимо провести подготовительную работу, которая позволит свести к минимуму возможные потери.
Принимаемые государством меры по совершенствованию системы ЕСХН оказывают положительное влияние на развитие сельского хозяйства, растут поступления этого налога в бюджет. Это свидетельствует об усилении социальной и фискальной функции этого налога, а также о его соответствии основным принципам налогообложения, в первую очередь, принципу социальной налоговой справедливости. Это говорит о том, что ЕСХН активно использовался государством в целях регулирования социально-экономических процессов на селе.
Осуществления лизинговой
деятельности
Из всех сделок, которые в настоящее время заключают российские лизинговые компании, сделки финансовой аренды (лизинга) являются преобладающими. Одна или две компании заключили в качестве эксперимента договоры возвратного лизинга, но дальше этого не пошло, поскольку такие договоры могут столкнутся с ...
Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит и налоговые льготы,
как налоговая мера защиты предприятия
Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Теоретически это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Нал ...
Формирование неналоговых доходов регионального
бюджета
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет: [2] части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в б ...