Риск-менеджмент – это система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Риск-менеджмент включает стратегию и тактику управления.
Стратегия управления – направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.
Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:
– управляемая подсистема (объект управления);
– управляющая подсистема (субъект управления).
Объект управления – риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.
К. этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.
Субъект управления – тот, кто управляет (финансовый менеджер). Это специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Риск-менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента:
– функции объекта управления;
– функции субъекта управления.
Функции объекта управления:
1. Организация риска, рисковых вложений капитала.
2. Организация работы по снижению величины риска.
3. Организация процесса страхования риска.
4. Организация экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.
Функции субъекта управления:
1. Прогнозирование – разработка на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Это предвидение определенного события.
2. Регулирование – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений.
3. Организация – объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур (создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.).
4. Координация – согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов. Она обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
5. Стимулирование – побуждение финансовых менеджеров и других специалистов к заинтересованности в результате своего труда.
6. Контроль – проверка организации работы по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск-менеджмента. Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по снижению степени риска.
Как система управления, риск-менеджмент включает в себя следующие этапы:
– процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала;
– определение вероятности наступления события;
– выявление степени и величины риска;
анализ окружающей обстановки;
– выбор стратегии управления риском;
– выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения (т.е. приемов риск-менеджмента);
– осуществление целенаправленного воздействия на риск.
Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.
Проблемы налоговой политики в России
Налоговые проблемы в их многообразных проявлениях сегодня стали предметом повышенного внимания со стороны и высшего политического руководства страны, и научной общественности, и налоговиков на всех уровнях российской власти, и хозяйствующих субъектов. Предстоит серьезная работа по реальному осущест ...
Долгосрочный кредит - источник финансирования
основного капитала
«Основным источником финансирования основного капитал является долгосрочное финансирование. Долгосрочное кредитование предполагает предоставление банком ссуд на срок более 3 лет. Вложение денежных средств в основной капитал обеспечивает развитие предприятий. В централизованной экономике советского ...
Транзитивные реалии
Налоговая политика в Украине должна отличаться от налоговой политики в государствах Запада хотя бы потому, что в условиях рыночной трансформации социально-экономической системы существует целый ряд структурных проблем, нуждающихся в безотлагательном разрешении. Как правило, такие проблемы не возник ...