Налоговые проблемы в их многообразных проявлениях сегодня стали предметом повышенного внимания со стороны и высшего политического руководства страны, и научной общественности, и налоговиков на всех уровнях российской власти, и хозяйствующих субъектов.
Предстоит серьезная работа по реальному осуществлению намеченных мер налоговой политики России, исследовательской проработке все еще дискуссионных налоговых проблем, содержательному наполнению существующих форм налоговых отношений, внедрению новых и закреплению в отечественной налоговой практике оправдавших себя способов и механизмов налогообложения с учетом и критическим заимствованием зарубежного налогового опыта.
За сравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х годов до сегодняшних дней налоговая система России прошла несколько этапов развития. Радикальные преобразования в экономике были невозможны без реформирования и отладки налоговой системы [1, С 30].
Важно отметить, что для новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. При принятии экономических решений нередко превалировали политические эмоции. Новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Это и вопросы налогообложения прибыли, доходов работников, косвенных налогов. Было велико желание чрезмерного повышения уровня налогов с целью быстрого решения экономических и социальных проблем. Как известно, эти попытки не увенчались успехом. С течением времени пришло понимание необходимости взвешенного подхода к формированию налоговой системы, отхода от идеи «больших скачков», особенно неприемлемых для экономики переходного периода.
В ходе модернизации налогов в 2002-2006 гг. многие из них были приведены в соответствие с экономическими реалиями – был снижен уровень многих налогов; введен налог на добычу полезных ископаемых (заменивший плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат); серьезные шаги были предприняты в направлении совершенствования налогового администрирования. Все это способствовало улучшению налогового климата в стране, благоприятно сказалось на сборах налогов. Достаточно отметить, что поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему, включая государственные внебюджетные фонды, возросли в 2007 г. по отношению к предыдущему году на 27,8%, а за первые 4 месяца 2008 г. соответственно на 50,8%.
Вместе с тем в нашем обществе не утихают дискуссии по вопросам дальнейшего реформирования налоговой системы – снижения налогового бремени, гармонизации налогов, учета факторов глобализации. Все это стимулирует проведение дискуссий по налоговой проблематике, уточнение роли и места налогов в обществе, их настройки с учетом процессов глобализации.
С начала внедрения в российскую практику налога на добавленную стоимость не утихают споры о целесообразности его использования, механизме его изъятия, уровне ставок, льготах и т.п. [1, С 32]
Внедрение налога на добавленную стоимость в практику хозяйствования в начале 1990-х годов было вполне логичным. Для советской экономики одним из главных источников бюджетных доходов был налог с оборота, который в структуре государственных доходов составлял в 1940 г. 60%, а в 1990 г. – около 20%. Следует подчеркнуть, что налог с оборота был не только одним из важных источников доходов бюджета, но и существенным элементом плановых цен. Естественно, что в условиях перехода к рыночным отношениям возникла проблема поиска альтернативы налогу с оборота. Предлагались различные варианты – расширение практики использования акцизов, повышение ставок подоходного налога и налога на прибыль, введение налога с продаж.
Анализ всех вариантов альтернативы налогу с оборота и тенденций развития налоговых систем зарубежных стран показал, что единственно правильным решением было введение налога на добавленную стоимость. Последний играл и играет важную роль как источник доходов бюджета. Так, в 2007 г. налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, составил 1390,4 млрд. руб. и возрос по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза. За более чем 15-летний период использования этого налога его ставка снизилась с 28% до 18%, упорядочен механизм сбора, неоднократно уточнялись льготы. Думается, что попытки отдельных ученых и специалистов заменить налог на добавленную стоимость налогом с продаж нецелесообразны.
Практика использования налога на добавленную стоимость в зарубежных странах, особенно в кризисные периоды, свидетельствует о достаточно высокой его эффективности, выражающейся в соответствующей бюджетной его результативности. Среди преимуществ данного налога отметим и относительную простоту его сбора, широкую и весьма стабильную налоговую базу. Немаловажно и то, что налог этот представляет собой важный экономический инструмент регулирования экономики, играет существенную роль в процессе экономической интеграции, прежде всего, европейских стран. Не случайно налог на добавленную стоимость стал первым налогом, с которого началась реальная унификация и гармонизация национальных налоговых систем, кроме того, он – активный рычаг формирования доходной базы бюджета Евросоюза. Подчеркнем, что одним из условий вступления в последний является наличие рассматриваемого налога в национальной налоговой системе, а главным источником доходной базы бюджета сообщества выступают именно отчисления от налога на добавленную стоимость.
Анализ состава, структуры
и динамики показателей бухгалтерского баланса
В процессе функционирования организации объем активов и пассивов, а также их структура подвержены различным изменениям. Наиболее общее представление о качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтальног ...
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Навлинское автотранспортное предприятие» учреждено членами трудового коллектива Навлинского АТП и Акционерной Автотранспортной Компанией «Брянскавтотранс» в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации № 1230 от 14.1 ...
Понятие инвестиций и их классификация
«Инвестиции» — слово иностранного происхождения, в переводе – долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта. Наиболее распространенным, часто встречающимся являет ...