Финансы и экономика » Налоговая политика России на современном этапе » Возможность использования зарубежного опыта налоговой политики в российской практике

Возможность использования зарубежного опыта налоговой политики в российской практике

Страница 4

По указанной льготной ставке, как известно, отчисления по данному налогу производят предприятия пищевой и легкой промышленности, выпускающие социально значимые товары. Понятно, что в первую очередь единый уровень налога на добавленную стоимость в 12%, если бы он был установлен, при отмене одновременно льготной ставки негативно отразился бы именно на этих предприятиях. Увеличение их отчислений в казну может привести к росту цен на соответствующие виды продовольствия и услуг, что скажется прежде всего на повышении потребительских расходов наиболее социально уязвимых слоев населения.

Очевидно, что нежелательно с позиции социальной защиты населения отменять существующую льготную ставку по налогу на добавленную стоимость. К тому же, как представляется, ощутимо резкое снижение базовой ставки на этот налог с 18% до 12% вряд ли приведет к такому стимулированию роста инвестиций и выходу экономики из тени, что позволило бы покрыть выпадающие при указанном снижении ставки доходы бюджета [4, С 41].

На мой взгляд, современная налоговая система в России не может быть эффективной, если она не обладает развитой регулирующей функцией, которая выступала бы одним из основных государственных инструментов предотвращения возможных и ослабления существующих социально-политических трений и обществе, ориентировалась бы на формирование устойчиво функционирующей социальной системы.

Изучив теоретические аспекты налоговой политики и проанализировав ее состояние в России и за рубежом можно сделать следующие предложения по ее совершенствованию.

В качестве основы новой налоговой системы в нашей стране можно предложить следующие три вида налогов.

Первый из предлагаемых налогов – это всеобщий прогрессивный налог на расходы, предложенный еще 50 лет назад британским экономистом Николасом Калдором вместо подоходного налога. Между тем по сравнению с действующим налогом на доходы физических лиц налог на расходы устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.

Второй налог из трёх предлагаемых новых налогов – это налог на выводимые из предприятия доходы. Он должен заменить собой налог на прибыль организаций, который сегодня прогрессирующе теряет свое фискальное значение. Фактически такой налог уже существует практически во всех странах – в виде налога «у источника», удерживаемого со всех переводимых за рубеж доходов. Остается только распространить режим этого налога на все выводимые из предприятия доходы, определить нормативные, экономически оправданные пределы заработной платы и установить единую ставку этого налога (на уровне, скажем, 25%).

И, наконец, третий из названных выше налогов – уже давно и хорошо известный налог с оборота, которым должна облагаться выручка любых предприятий всех видов собственности – по ставкам до 5% (с возможной градацией: 3% – федеральный налог, до 2% – надбавка, устанавливаемая местными органами власти). Этот налог легко администрируется. просто и эффективно собирается. База этого налога шире, чем у налога с продаж (любые обороты, а не только в торговой сети), он избавлен от возвратов и необходимости сочетать разные налоговые режимы (как это имеет место при налоге на добавленную стоимость); он не требует применения какой-то особенной налоговой отчетности (денежные обороты берутся из выписки по банковскому счету, бартерные сделки выявляются по складским и отгрузочным документам). Важно также отметить, что взимание этого налога осуществляется в упрощенном порядке – путем удержания банком суммы налога при совершении платежей, и в большинстве случаев налогоплательщики могут быть избавлены от представления сводных деклараций по этому налогу.

Таким образом, основными преимуществами рассмотренных новых налогов являются:

а) отсутствие льгот по этим налогам, которые обычно создают массу возможностей для злоупотреблений ими;

б) устранение необходимости введения для налогоплательщиков особого налогового учета;

в) создание условий для перевода налогового планирования из сферы полулегальной, полукриминальной деятельности в состав стимулируемых снижением налога простых, социально полезных и экономически значимых действий (снижение потребления – и рост накоплений, воздержание от изъятия доходов из оборота предприятия – и соответствующий прирост реинвестирования прибылей);

г) сокращение числа посреднических звеньев при движении товаров от производителей к потребителю.

В целом за счет трех предлагаемых к внедрению налогов должно формироваться до 50% всей суммы налоговых сборов в стране.

Ключевым направлением совершенствования налоговой системы в России является введение налога на недвижимость, причем как жилого назначения, так и на недвижимость организаций. Как показывает опыт развития налоговой системы в других странах, введение налога на недвижимость ликвидировало очень многие проблемы, которые сейчас существуют у нас. К сожалению, решение данного вопроса упирается в России в серьезную социальную проблему, которая состоит в том, что введение предлагаемого налога, в частности на недвижимость жилого назначения, и установление в качестве налоговой базы рыночной стоимости данной недвижимости приведет к тому, что многие граждане будут не в состоянии платить предполагаемый налог.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Единый сельскохозяйственный налог
С введением единого сельскохозяйственного налога в 2002 году отменены некоторые налоги. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей регулируется гл.26 НК РФ. Специфика этого налога состоит в том, что переход на его уплату осуществляется добровольно. Налогоплательщиками ЕСХ ...

Пути повышения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
На финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия непосредственное влияние оказывают: собственный капитал, запасы и затраты, соотношение основных и заемных средства. Зная влияние всех этих, можно наметить ряд стратегий ее повышения. 1) Сокращение излишков запасов и затрат. Такое сокращени ...

Заполнение декларации
В ст. 346.29 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N155-ФЗ) не предусмотрены какие-либо практические рекомендации для расчета и отражения показателей налоговой базы по ЕНВД. На основании п.п. «в» п. 19 ст. 1 Закона N155-ФЗ ст. 346.29 НК РФ дополнена п. 11, содержашим требования ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru