подоходный налоговая политика
Социальная функция – одна из основных функций российского государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по предпринимаемым им усилиям. Главный смысл этой функции государства – устранение или смягчение существующей и по возможности предупреждение назревающей социальной напряженности в обществе, выравнивание социального положения людей, развитие системы здравоохранения, образования и культуры.
Сегодня успешное выполнение российским государством своей социальной функции связано с решением им имеющихся ныне наиболее острых социальных проблем – максимально возможное устранение резкой дифференциации доходов различных слоев населения, эффективное решение все более усложняющихся проблем пенсионного обеспечения в стране, поддержка наиболее социально не защищенных слоев населения, а также обеспечение людей комфортным жильем, надлежащими услугами в сферах образования и здравоохранения [4, С 38].
Инструменты (рычаги), используемые государством для решения указанных, задач многообразны. Сегодня все большую роль здесь играет налоговая система с развитой регулирующей функцией. Эта система имеет существенное значение не только как фактор роста экономики, но и способна предупреждать возможные социально-политические трения, содействовать созданию устойчивой социальной системы.
В связи с этим, на мой взгляд, заслуживают внимания два вопроса, решение или, напротив, нерешение которых может непосредственно повлиять на качество социальной обстановки в стране. Речь идет [12, С 25]:
1 о возможном преобразовании налога на доходы физических лиц, имея в виду введение здесь прогрессивной шкалы обложения и переход на посемейное налогообложение (как, скажем, во Франции), а также увеличение имущественного налогового вычета;
2 об обсуждаемом сегодня вопросе о возможной отмене льготной ставки по налогу на добавленную стоимость в связи с дискуссией о целесообразности снижения в целом ставки этого налога.
Основной налог, взимаемый вообще с физических лиц, – это налог на их доходы. В советское время важной социальной целью при взимании налога на доходы физических лиц (подоходного налога) было выравнивание доходов граждан для обеспечения большей социальной справедливости и наиболее высокие ставки его были предусмотрены для людей так называемых свободных профессий. В России с самого начала установления единой ставки налога на доходы физических лиц в 13% не прекращаются споры о социальной несправедливости такого обложения и необходимости введения по данному налогу той или иной схемы прогрессивной шкалы.
Если обратиться к опыту зарубежных стран по обложению доходов физических лиц, то сегодня для них общими являются следующие элементы: налогооблагаемый минимум; скидки, увязываемые с суммой фактических расходов, произведенных налогоплательщиком на те или иные оговоренные в налоговых законодательствах цели; доход должен разбиваться на части, для каждой из которых предусмотрена своя ставка по нарастающей шкале, то есть прогрессивная система налоговых ставок [27, С 121].
Нельзя не признать, что введение плоской шкалы налога на доходы физических лиц позволило добиться в какой-то мере вывода заработной платы из тени и увеличения его собираемости. Примечателен в рассматриваемом контексте тот факт, что в период с 2000 г. по 2007 г. ежемесячный денежный доход на душу населения за счет легитимной оплаты труда возрос с 2 501,9 руб. до 14 940,0 руб., то есть почти в 6 раз.
В Российской Федерации, как известно, используется в основном система индивидуального налогообложения доходов физических лиц – объектом налогообложения является доход одного физического лица. Однако следует отметить, что такая система в её нынешнем виде сопряжена с использованием элементов так называемого «семейного» налогообложения в виде налоговых вычетов как способа социальной компенсации произведенных физическим лицом расходов на лечение и приобретение медикаментов и для членов семьи, на содержание и обучение детей.
Если обратиться к практике взимания подоходного налога во Франции, то здесь в соответствии с её законодательством и семья в целом может являться самостоятельным субъектом налогообложения. При этом под «семьей» понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо студенты моложе 25 лет. Кроме того, недееспособные и проходящие военную службу лица, независимо от возраста, имеют право присоединять свой доход к доходу одного из родителей. В этом случае доход таких детей либо учитывается при применении так называемой «системы семейных коэффициентов», либо их родители имеют право на вычет в размере 4 570 евро на каждого ребенка.
Во Франции общим правилом при определении налогооблагаемого дохода является вычет всех производственных расходов, обеспечивших доходы. Следует подчеркнуть, что вычету подлежат и расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность [4, С 40].
Анализ налоговой политики России на современном этапе
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 – 2010 годов. Предлагаемые М ...
Оценка конкурентной среды
Конец 2009 года внес свои коррективы в настроения россиян, и потребительская уверенность граждан, индекс которой измеряет Росстат, резко снизилась. Как сообщила заместитель начальника управления статистики уровня жизни Росстата Ольга Муханова, этот показатель с 1 % упал до – 20 %. Так же, если в тр ...
Усовершенствование взаимодействия бюджетов разных уровней
В условиях рыночной экономики бюджет играет роль инструмента влияния на развитие общественного восстановления и экономического роста в стране. 21 июня 2005 года Верховная Рада приняла Бюджетный кодекс Украины, который определяет межбюджетные отношения и виды межбюджетных трансфертов. Однако в услов ...