Согласно ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» функции контроля за исчислением и уплатой страховых взносов, а также взыскания недоимки и пени поделены между налоговыми органами и Пенсионным фондом РФ.
Так, контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получении объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом. Несмотря на то, что в данной статье речь идет о налоговом контроле, контроль за уплатой страховых взносов может осуществляться в аналогичном порядке.
Так, в частности, Президиум ВАС РФ от 11.08.2004 г. № 79 «Обзор практик разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» отметил, что при определении срока направления требования о взыскании сумм недоимок по страховым взносам и срока обращения в суд с таким требованием применяются положения статей 48 и 70 Налогового кодекса РФ.
Федеральным законом от 04.11.2005 г. № 137-ФЗ с 1 января 2006 г. введен новый порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов. Согласно новому порядку взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется во внесудебном порядке на основании решения соответствующего территориального органа Пенсионного фонда РФ в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей – пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц – пятьдесят тысяч рублей.
Однако если сумма недоимки, пеней и штрафа превышает указанные размеры, то их взыскание в полном объеме должно осуществляться только в судебном порядке.
Причем ст. 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страхования в Российской Федерации» устанавливает, что если взыскание недоимки, пеней и штрафа производится во внесудебном порядке, то территориальный орган Пенсионного фонда РФ должен перед принятием решения о взыскании направить страхователю требование об уплате соответствующих сумм.
При этом в требовании об уплате недоимки, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
Также законодатель установил, что исполнение решения территориального органа Пенсионного фонда РФ автоматически приостанавливается, если данное решение обжаловано в вышестоящий орган страховщика. В случае, если страхователь избрал не административный, а судебный порядок обжалования, то исполнение решения о взыскании может быть приостановлено только по решению суда в порядке, предусмотренном для принятия обеспечительных мер. Статьей 26 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено исчисление пени за просрочку уплаты страховых взносов.
Так, пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.
Основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг
«Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы», одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: 1. Совершенствование налога на ...
Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Каждый современный бизнесмен или предприниматель знаком с противоречивостью и запутанностью налогового законодательства, у ...
Экономические и социальные последствия бюджетного
дефицита
По определению, сумма всех государственных расходов должна равняться сумме всех государственных доходов. Такое равновесие есть баланс бюджета. Превышение одного из показателей приводит к разбалансированности бюджета. Когда доходы бюджета превышают его расходы - это называется профицитом, обратное с ...