Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается как рост налоговых доходов консолидированного бюджета в целом, так и большинства статей его налоговых доходов. Так стабильный рост наблюдался по следующим статьям доходов – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от внешнеэкономической деятельности. По большинству других статей доходов также наблюдается рост, но с небольшими колебаниями, что связано, главным образом с изменениями в бюджетно-налоговой политике, происходившими в анализируемом периоде.
Представим динамику отдельных видов налоговых доходов графически (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика отдельных видов налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах
Наибольшего темпа роста в 2002-2007 годах удалось достигнуть по следующим статьям налоговых доходов - налог на прибыль организаций (темп роста в 2007 году по сравнению с 2002 составил 469 %), налог на доходы физических лиц (354 %), налоги на совокупный доход (370 %), налоги на имущество (341 %), платежи за пользование природными ресурсами (398 %). Темпы роста указанных видов налоговых доходов превысили темпы роста налоговых доходов в целом в анализируемом периоде (340 %). Для того, чтобы получить относительные характеристики динамики доходов консолидированного бюджета РФ рассчитаем показатель темпа прироста для всех налоговых доходов консолидированного бюджета. Расчет представлен в таблице 4.
Таблица 4.Изменение темпа прироста доходов консолидированного бюджета, ВВП, инфляции в 2002-2007 годах
Темпы прироста: |
Всего |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Налоговые доходы |
+165,8 |
+19,11 |
+32,31 |
+42,82 |
+22,98 |
+22,76 |
из них: - налог на прибыль организаций |
+368,7 |
+13,62 |
+64,79 |
+53,63 |
+25,34 |
+30,01 |
- НДФЛ |
+253,7 |
+27,25 |
+26,07 |
+23,08 |
+31,58 |
+36,13 |
- НДС |
+200,4 |
+17,16 |
+21,27 |
+37,63 |
+2,64 |
+49,68 |
- акцизы |
-3,67 |
+31,65 |
-28,96 |
+2,71 |
+6,66 |
-5,99 |
- налог с продаж |
- |
+12,57 |
-89,01 |
-95,16 |
- |
- |
- налоги на совокупный доход |
+270,4 |
-9,58 |
+67,55 |
+53,16 |
+23,74 |
+28,99 |
- налоги на имущество |
+241,5 |
+14,45 |
+6,53 |
+72,41 |
+22,84 |
+32,26 |
- платежи за пользование природными ресурсами |
+298,3 |
+19,65 |
+46,79 |
+72,39 |
+27,96 |
+2,80 |
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
- |
+40,01 |
+89,86 |
+88,76 |
+37,87 |
+3,82 |
- единый социальный налог |
+19,32 |
+7,39 |
+21,28 |
-39,42 |
+17,95 |
+28,20 |
- прочие налоги и сборы |
+21,97 |
-14,14 |
+13,08 |
-28,41 |
-18,61 |
+115,60 |
ВВП |
+204,58 |
+22,28 |
+28,73 |
+26,85 |
+24,30 |
+22,72 |
Инфляция |
+74 |
+15,1 |
+12 |
+11,7 |
+10,9 |
+9,00 |
Преимущества
и недостатки применения единого сельскохозяйственного налога
Обложение в рамках специального налогового режима означает, что субъекты предпринимательства применяют особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного времени. Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ (ст.18) и применяются в случаях и порядке, которые им предус ...
Заполнение декларации
В ст. 346.29 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N155-ФЗ) не предусмотрены какие-либо практические рекомендации для расчета и отражения показателей налоговой базы по ЕНВД. На основании п.п. «в» п. 19 ст. 1 Закона N155-ФЗ ст. 346.29 НК РФ дополнена п. 11, содержашим требования ...
Экономические и социальные последствия бюджетного
дефицита
По определению, сумма всех государственных расходов должна равняться сумме всех государственных доходов. Такое равновесие есть баланс бюджета. Превышение одного из показателей приводит к разбалансированности бюджета. Когда доходы бюджета превышают его расходы - это называется профицитом, обратное с ...