Приведенные расчеты показывают, что в целом за анализируемый период налоговые доходы консолидированного бюджета выросли на 165,8 %. При этом темп роста налоговых доходов оказался меньше темпа роста ВВП (204,6 %), но при этом превысил темп прироста инфляции (74 %). Данная ситуация представлена графически на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика темпов прироста налоговых доходов консолидированного бюджета, ВВП и инфляции
Также интересно проанализировать динамику темпов прироста основных налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, единый социальный налог, акцизы. Практически по всем перечисленным налогам наблюдаются положительные темпы прироста по годам. В наибольшей степени за анализируемый период вырос налог на прибыль – темп его прироста составил 368,7 %, налоги на совокупный доход выросли на 270,4 %, налог на доходы физических лиц вырос на 253,7 %. Положительные темпы прироста наблюдаются и по другим налогам. Значительный рост налога на прибыль объясняется активизацией предпринимательской деятельности в стране, улучшением финансового состояния многих предприятий, постепенным выходом из кризиса многих отечественных предприятий в связи с улучшением общей экономической и политической обстановки в стране. Рост доходности предприятий сопровождался соответствующим ростом затрат на оплату труда, что в целом обусловило рост налога на доходы физических лиц. Введение специальных налоговых режимом и переход многих предприятий на них обусловил рост налогов на совокупный доход. Темпы роста ЕСН и НДС были замедлены снижением ставок указанных налогов в анализируемом периоде (ЕСН снизился с 35,6 до 26 %, НДС – с 20 до 18 %). Описанная ситуация представлена графически на рисунке 4.
Рисунок 4 – Динамика темпов приростов основных налогов в 2002-2007 годах
Рассмотрим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2007 году. Она представлена в виде круговой диаграммы на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2007 году
Итак, из приведенных данных видно, что наибольшую роль в консолидированном бюджете РФ играют следующие виды налогов и сборов – таможенные пошлины (на их долю приходится примерно 22 %), налог на прибыль организаций (20 %), налог на добавленную стоимость (21 %), налог на доходы физических лиц (12 %), платежи за пользование природными ресурсами (12 %). Доля остальных налоговых доходов невелика и составляет менее 5 %
Целесообразным представляется проанализировать изменение структуры налоговых доходов в динамике в период 2002-2007 год.
Таблица 5.Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
- налог на прибыль организаций |
14,78 |
14,10 |
17,56 |
18,88 |
19,12 |
20,27 |
- НДФЛ |
11,42 |
12,20 |
11,62 |
10,02 |
10,65 |
11,82 |
- НДС |
24,01 |
23,62 |
21,64 |
20,86 |
17,29 |
21,11 |
- акцизы |
8,42 |
9,31 |
5,00 |
3,59 |
3,10 |
2,38 |
- налог с продаж |
1,60 |
1,51 |
0,13 |
- |
- |
- |
- налоги на совокупный доход |
1,07 |
0,81 |
1,02 |
1,10 |
1,10 |
1,16 |
- налоги на имущество |
3,84 |
3,69 |
2,97 |
3,59 |
3,56 |
3,84 |
- платежи за пользование природными ресурсами |
10,55 |
10,60 |
11,76 |
14,19 |
14,67 |
12,30 |
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
10,31 |
12,12 |
17,40 |
22,99 |
25,61 |
21,68 |
- единый социальный налог |
10,83 |
9,76 |
8,95 |
3,80 |
3,62 |
3,78 |
- прочие налоги и сборы |
3,18 |
2,29 |
1,96 |
0,98 |
0,65 |
1,14 |
Оптимизация налогообложения
В результате проведенного анализа налоговой нагрузки на предприятии ООО «КРАН-МФ» видно, что она составляет около 6% и оптимизация налогообложения не требуется. Однако можно предложить следующие рекомендации по применению УСН малым бизнесом. Унифицированные формы первичной документации обязательное ...
Применение счетов-фактур на предприятиях общественного питания
Существуют определенные особенности составления счетов-фактур и ведения книги продаж организациями общественного питания. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при рас ...
Особенности инфраструктуры кредитного рынка России
Кредитный рынок - это общее обозначение тех рынков, где существуют предложение и спрос на различные платежные средства. Кредитные сделки опосредуются, как правило, кредитными институтами (банками и др.), которые берут взаймы и ссужают деньги, или движением различных долговых обязательств, которые п ...