Платежная система – это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом.
Термин «платежная система» появился в России в 90-х годах прошлого столетия. Ранее употребляли такие понятия как система безналичных расчетов, система межбанковских расчетов, наличные операции. В зарубежной и в отечественной литературе дается много различных определений данного понятия. Одно из наиболее полных, определений платежной системы, было сформулировано участниками семинаров, проведенных Департаментом платежных систем и расчетов Банка России в 2002 г. В опубликованных материалах оно звучит следующим образом: «Платежная система представляет собой институциональную и техническую систему, которая оказывает влияние на спрос и предложение денег, а также является средством передачи результатов операций, осуществляемых в соответствии с проводимой денежно-кредитной политикой, на весь финансовый рынок».
Анализ развития платежной системы России за 2008–2010 годы показал, что в 2008 году денежная масса М2 составила 12 975,9 млрд. руб., а в 2009 году она увеличилась на 17,7% и составила 15 267,6 млрд. руб. Денежный агрегат М2 в 2010 году составил 20 011,9 млрд. руб., что на 54,2% больше чем в 2008 году и на 31,1% больше чем в 2009 году. Такое увеличение объема денежной массы произошло на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы в целом характеризовалось укреплением рубля, увеличением спроса на национальную валюту, ростом банковских резервов, снижением процентных ставок и постепенным восстановлением кредитования реального сектора экономики.
Инициативы по реформированию национальной платежной системы направлены на повышение ее общей надежности и эффективности. На успешность этих инициатив и последующую модель развития национальной платежной системы оказывают влияние факторы среды, экономические и финансовые факторы, а также факторы государственной политики. При планировании и реализации реформ в национальной платежной системе необходимо учитывать соответствующие аспекты этих факторов с целью обеспечения успешного процесса развития. Они являются решающими для надлежащего согласования частных стимулов заинтересованных сторон с интересами реформы платежной системы.
Среди проблем развития платежной системы можно выделить следующие:
– недостаточное знание обо всех аспектах национальной платежной системы и ограниченность концептуального видения и руководства;
– ограниченная информация о возникающих платежных потребностях и системных возможностях;
– слабая поддержка и принятие реформ заинтересованными сторонами вследствие недостаточных с ними консультаций;
– ограниченные ресурсы развития;
– законодательные, иные регулятивные, политические и рыночные барьеры текущему развитию национальной платежной системы.
Оценивая перспективы развития платежной структуры банка России, можно выделить следующие направления ее совершенствования.
В области инфраструктуры:
1. Расширять доступность розничных платежных услуг: расширять доступность и выбор эффективных и безопасных безналичных платежных инструментов и услуг для потребителей, предприятий и органов государственной власти путем расширения и совершенствования инфраструктур для розничных платежей.
Капитал предприятия как
экономическая категория, источники его формирования
Капитал как экономическая категория - это стоимость, приносящая его владельцу прибавочную стоимость. Или капитал - это самовозрастающая стоимость [7, c.125]. Капитал предприятия можно рассмотреть как базовую категорию финансового анализа, поскольку базовые категории финансового анализа представляют ...
Ответственность работодателя за нанесение ущерба
здоровью работников
О несчастном случае, происшедшем в МиФНС №3, пострадавший или очевидец извещает непосредственно руководителя, который обязан: - немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения; - принять неотложные меры по предотвращению развития ав ...
История возникновения электронных денег
Идея электронных платежей далеко не нова — впервые использовать предоплаченные карточки предложил американский ученый Эдвард Беллами в 1880 году. Он, как и всякий гениальный писатель – фантаст, на несколько веков обогнал своё поколение, предвосхитив появление качественно новых платёжных инструменто ...