Главным органом управления, принимающим стратегические решения в сфере финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является собственник имущества унитарного предприятия.
Собственник имущества государственного или муниципального предприятия в отношении финансов предприятия осуществляет следующие полномочия:
– формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
– даёт согласие на распоряжение недвижимым имуществом;
– утверждает программу деятельности, показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
– принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
Руководитель унитарного предприятия в процессе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия имеет следующие полномочия:
– действует от имени унитарного предприятия без доверенности;
– утверждает структуру и штаты унитарного предприятия;
– осуществляет приём на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры;
– издает приказы, выдаёт доверенности в порядке, установленном законодательством.
Финансовое планирование в государственных унитарных предприятиях имеет ряд своих особенностей. Основным документом, в котором отражается текущий финансовый план ФГУП на предстоящий год, является программа его деятельности. Программа деятельности представляет собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. К проекту программы прилагается технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.
Составлением проекта программы занимается непосредственно финансовая служба предприятия (планово-экономический отдел). Разработанная программа на очередной год должна быть представлена руководителем ФГУП до 1 августа текущего года в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.
Руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчётом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году.
Эффективность использования финансовых ресурсов и имущества унитарных предприятий во многом определяется системностью контрольных процедур и своевременностью выявления нежелательных тенденций и отклонений от намеченных целей.
Для оценки эффективности организации финансов предприятия необходимо в первую очередь проанализировать динамику активов и пассивов предприятия, а также изменение их структуры.
При анализе пассива предприятия рассматривают динамику и структуру собственного и заемного капитала.
Для факторного анализа изменения темпов роста собственного капитала можно использовать следующую модель, предложенную А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным [7, 118]:
Тск=, (1)
где Тск – темп прироста собственного капитала,
Пк – сумма капитализированной прибыли,
СК – собственный капитал,
ЧП - чистая прибыль,
В – выручка,
К – общая сумма капитала,
Роб – рентабельность оборота,
Коб – оборачиваемость капитала,
МК – мультипликатор капитала,
Дотч – доля доли отчислений чистой прибыли на развитие производства.
Два первых фактора отражают действие тактической, а два последних — стратегической финансовой политики. По мнению вышеназванных авторов, правильно выбранная ценовая политика, расширение рынков сбыта приводят к увеличению объема продаж и прибыли предприятия, повышению уровня рентабельности продаж и скорости оборота капитала. В то же время нерациональная инвестиционная политика может снизить положительный результат первых двух факторов.
При анализе пассивов предприятия также проводится анализ состава и структуры заемных средств, то есть соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых обязательств [8, 450].
Привлечение заемных средств в оборот предприятия — явление нормальное. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, определить сумму выплаченных пеней за просрочку платежей.
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым с ...
Налогоплательщики и элементы налогообложения
Рассмотрение вопросов начисления ЕСН следует начать с определения обязательных условий установления данного налога, которыми согласно п. 1 ст. 17 НК РФ являются налогоплательщики и элементы налогообложения. Следовательно, в первую очередь необходимо четко определить, кто признается налогоплательщик ...
Понятие
государственного кредита
В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное ...