Финансы и экономика » Единый сельскохозяйственный налог » Бухгалтерский учёт, налогообложение и правовое регулирование при едином сельскохозяйственном налоге

Бухгалтерский учёт, налогообложение и правовое регулирование при едином сельскохозяйственном налоге

Страница 1

Совмещение различных направлений в сфере действия ЕСХН является главным фактором его существования и применения в деятельности настоящих и потенциальных налогоплательщиков. Ранее налоговое законодательство современной России не знало подобного налогового режима, хотя сельскохозяйственный налог в СССР существовал. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"[5]

качественно изменен специальный налоговый режим, предусматривающий более льготные условия налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В настоящее время Закон претерпел ряд существенных изменений и продолжает совершенствоваться.

К числу несомненных достоинств современной редакции гл.26.1 НК РФ относится то обстоятельство, что единый сельскохозяйственный налог является федеральным налоговым режимом прямого действия (ст.346.1 НК РФ) [6]

. Первоначально предусматривалось обязательное введение данной системы налогообложения ЕСХН законом субъекта Российской Федерации об этом налоге. Также следует отметить, что у некоторых предприятий, которые ранее не могли воспользоваться льготной системой налогообложения, имеется возможность перейти на уплату ЕСХН.

Как известно, ЕСХН существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Следует, однако, иметь ввиду, что система налогообложения ЕСХН не освобождает сельскохозяйственных товаропроизводителей от других установленных налогов и платежей.

В настоящее время налогоплательщику предоставляется право добровольного применения ЕСХН, это означает, что любое сельскохозяйственное предприятие, выполняющее условия, установленные гл.26.1, может перейти с 1 января, начиная с 2004 г., на уплату ЕСХН. Более того, по нашему мнению, любое сельхозпредприятие рано или поздно перейдет на уплату ЕСХН, т.к. в случае применения обычной системы налогообложения в дальнейшем будет вынуждено платить еще и налог на прибыль.13 марта 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 39-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй НК РФ", в соответствии с которым продлена до 1 января 2008 г. нулевая ставка по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

С переходом части сельскохозяйственных предприятий на ЕСХН ведение ими бухгалтерского учета осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"[7]. В Кодексе четко прописано (п.8 ст.346.5), что налогоплательщики обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений главы 26.1 Данная фраза, предусмотренная НК РФ, уже сама за себя предполагает, что вести налоговые регистры в случае определения объекта налогообложения по данным бухгалтерского учета не нужно. Согласно НК РФ, налогоплательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату этого налога в установленном порядке. Все требования к налогоплательщикам, их свойства и качества указаны в статье 346.2 НК РФ. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (денежное выражение настоящей разницы). Отметим, что с 1 января 2006 года сельхозпроизводители, имеющие деятельность, переведенную на ЕНВД, могут переходить на ЕСХН, чего ранее не допускалось.

Потребность в корректировке данных, полученных на основании бухгалтерского учета, возникает в основном по причине различия в методах определения доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учетах.

Введение системы налогообложения в виде ЕСХН явилось достаточно неожиданным фактом, т.к. сельскохозяйственным предприятиям было предложено по желанию с 1 января 2004 г. перейти на уплату ЕСХН. В связи с этим, возникло множество вопросов, связанных с эффективностью, правомерностью применения, исчислением специального налога, ответы на которые отсутствуют и по сей день. Первые разъяснения по расчету ЕСХН предоставило Министерство сельского хозяйства РФ своим Приказом от 15.03.2004 г. № 175 "Об утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому обеспечению исчисления Единого сельскохозяйственного налога", которое рекомендовало сельскохозяйственным предприятиям определенную методику исчисления ЕСХН. Но данная методика просуществовала недолгое время. После отказа Министерства юстиции РФ в регистрации данного Приказа, Министерство сельского хозяйства РФ своим Приказом от 19.07.2005 г. № 126 признало утратившим силу указанный ранее Приказ.

По нашему мнению, методика исчисления ЕСХН должна сложиться из практики применения данного специального режима предприятиями. Мониторинг, наблюдение, семинары, анкетирование, переписка и прочие приемы и методы уже дают всходы, и определенная методика исчисления ЕСХН к настоящему времени уже сложилась. Тем не менее, учитывая фактор времени и масштабность применения, данная методика не приняла статус нормативного документа, она является серьезным помощником бухгалтеру сельскохозяйственного предприятия. Настоящая методика ориентируется на определение налогооблагаемой базы по ЕСХН на основании данных бухгалтерского учета, преобразованных в промежуточных регистрах, объединяющих группы расходов и доходов за определенный период - данные бухгалтерского учета, пройдя через определенную "призму" учетных регистров, создают налогооблагаемую базу в соответствии с требованиями законодательства по налогам и сборам.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Денежные реформы России
Цели реформы Денежная реформа 1993 года преследовала цели укрощения инфляции и обмена оставшихся денежных знаков 1961—1992 годов на купюры нового образца. Реформа носила конфискационный характер в связи с тем, что был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. Кроме того, реформа провод ...

Организация муниципального управления
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Эрзинского кожууна необходимо в сфере муниципального управления: - обеспечить формирование эффективного кадрового потенциала муниципальных служащих путем качественного проведения конкурсов на замещение вакантных должностей мун ...

Современная уголовно-исполнительная система
В настоящее время УИС представляет собой сложную, разветвленную структуру, которая с августа 1998 года функционирует в рамках Министерства юстиции РФ. Помимо основных, пенитенциарных, функций система занимается производственной, оперативно-розыскной деятельностью, санитарно-профилактической работой ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru