Средняя доля просрочки в сегменте свыше 30 дней просрочки составляет 5,8% от общего объема выданных кредитов, при этом в 2012 г. возможен рост этого показателя до 7-9%. При этом средняя годовая ставка по выданным микрокредитам в 2011 г. снизилась с 31,4% до 27%.
По оценкам Минфина РФ, объем микрофинансового рынка в 2014 г. может достигнуть 77 млрд рублей. В лиге кредитных союзов считают, что совокупный объем активов кредитных коопераций в ближайшие 5 лет вырастет до 90 млрд рублей, а число пайщиков - до 3-4 млн человек. При этом число КПК вырастет до 3-3,5 тыс.
Что касается микрофинансовых организаций, то основной проблемой их развития является недостаток регулирования. До трети игроков работают "в тени" и конкурируют скорее с ростовщиками, что подрывает доверие заемщиков к рынку в целом. [50]
За пять лет прошедших с момента принятия "Концепции развития системы кредитной кооперации в Российской Федерации на период 2007-2011 годы" произошло много кардинальных изменений в законодательстве, регулировании деятельности кредитной кооперации, в экономической среде в которой работают кредитные кооперативы. Система кредитной кооперации динамично развивается, в ней интенсивно происходят процессы самоорганизации. И нам, участникам российского движения кредитной кооперации, необходимо новое видение, осмысление происходящего, поиск путей её устойчивого и поступательного развития, отвечающих на вызов времени.
Неслучайно в рыночных экономиках большое внимание уделяется глубине и эффективности финансовых систем: хорошо функционирующие финансовые системы эффективны по определению, так как направляют средства на наиболее важные цели. Эти финансовые структуры выполняют и другие жизненно важные функции: в частности, оказывают услуги по сбережению, платежам и управлению рисками максимальному числу участников рынка, а также занимаются поиском возможностей для роста бизнеса и финансированием инноваций. Без всеохватывающей финансовой системы, как бедные слои населения, так и предприятия малого бизнеса могут рассчитывать только на личные сбережения или на внутренние ресурсы. Современные экономические теории все чаще указывают на важность доступа к финансам для экономического развития: именно нехватка финансов лежит в основе устойчивого неравенства доходов и медленного роста экономики. [1]
Для Российской Федерации по-прежнему характерно неравномерное распределение финансовых и банковских услуг, предложение которых значительно отстает от спроса. Такое положение дел вызвано высокими издержками на создание и обслуживание филиальной сети кредитных организаций, а также тем, что для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей банковские кредиты недоступны из-за отсутствия необходимого обеспечения, сложной процедуры их получения.
В результате в России 40% населения не имеет доступа к финансовым услугам. Эта ситуация существенно сдерживает развитие малого бизнеса, вызывает диспропорции в экономическом и социальном развитии субъектов Российской Федерации. [1]
Новый этап в развитии кредитного движения в России начался с принятия 18 июля 2009 года ФЗ-№ 190 "О кредитной кооперации", который определил правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов.
С июня 2011 года Министерство финансов РФ начало ведение реестров кредитных потребительских кооперативов.
В августе 2011 года были зарегистрированы первые саморегулируемые организации кредитных кооперативов, целью которых явилось регулирование деятельности кредитных кооперативов, определение стандартов и контроль за их исполнением.
С октября 2011 года контроль за деятельностью кредитных кооперативов перешел к Федеральной службе по фондовым рынкам.
5 октября 2011 года был зарегистрирован Национальный союз кредитных потребительских кооперативов и их объединений "Лига кредитных союзов" - результат объединения двух национальных организаций: Лиги кредитных союзов и Национального союза некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи. [48]
Как свидетельствует международный опыт, одним из направлений решения проблемы удовлетворения спроса на финансовые услуги может стать развитие системы некредитных организаций, прежде всего кредитных кооперативов. В некоторых странах финансовыми кооперативами предоставляются до 80% микрофинансовых услуг.
Кредитные кооперативы занимают особое место в финансовой системе страны - они созданы и функционируют на демократических принципах взаимопомощи, ориентированы в своей деятельности, прежде всего на обеспечение доступа к финансовым услугам там, где другие финансовые институты работают неэффективно, вследствие высоких удельных затрат на выполнение операций с мелкими вкладами и заемщиками (жители малых городов, сельских и отдаленных регионов, личные подсобные хозяйства, малое предпринимательство, малообеспеченные слои населения и т.п.). Кредитные кооперативы по своей природе стремятся к увеличению местного и общего благосостояния, поскольку они принадлежат своим пайщикам. Кредитные кооперативы выполняют задачу финансирования реального сектора экономики, а также важную социальную роль, прежде всего в регионах, удаленных от основных финансовых центров, - создание рабочих мест, борьба с бедностью (повышение платежеспособного спроса), обучение ведению бизнеса. Кредитные кооперативы стимулируют безработных и малообеспеченных людей, получающих пособия за счет государства, к открытию собственного дела, что не только снижает социальные обязательства бюджета, но и увеличивает налоговые поступления от частного бизнеса и субъектов финансового рынка. Еще одним системным эффектом деятельности кредитной кооперации является снижение уровня теневого и ростовщического капитала, содействие повышению прозрачности и формированию кредитной истории у микропредприятий, что по мере роста размеров бизнеса упрощает привлечение финансирования на фондовом рынке и долгосрочных кредитов в банках. Имеет место и стабилизирующая макроэкономическая функция кредитных кооперативов - формирование конкурентной среды на рынке финансовых услуг путем создания предпосылок для снижения цен и воздействие в качестве антимонопольного и антиинфляционного фактора.
Фундаментальный и технический анализ ценных бумаг
На практике оценить инвестиционную привлекательность акций и облигаций можно с точки зрения их рыночной конъюнктуры, исследуя динамику курсов, либо давая инвестиционные характеристики конкретной ценной бумаге, изучая при этом финансово-экономическое положение предприятия-эмитента, отрасли, к которо ...
Заполнение декларации
В ст. 346.29 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N155-ФЗ) не предусмотрены какие-либо практические рекомендации для расчета и отражения показателей налоговой базы по ЕНВД. На основании п.п. «в» п. 19 ст. 1 Закона N155-ФЗ ст. 346.29 НК РФ дополнена п. 11, содержашим требования ...
Основные положения законодательства об акцизах
Акциз - налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации. [1] Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлеж ...