Условия для дальнейшего развития кредитования населения можно считать благоприятными. В то же время действуют и "неблагоприятные" факторы, сдерживающие это развитие. К их числу следует отнести:
1) установление банками высоких процентных ставок за пользование кредитом вследствие отсутствия возможности проведения оценки индивидуальных рисков, связанных с конкретной сделкой. Так, размер расходов в среднем колеблется на уровне 20-45%, что на 5-10 пунктов выше расходов по валютным кредитам;
2) дискриминацию потребителей в зависимости от финансового благополучия предприятия-продавца, что совершенно не приемлемо для массового потребителя (населения);
3) высокий риск возникновения убытков в результате непогашения кредита задолженности. Использование товара, приобретенного заемщиком с привлечением кредита, в качестве обеспечения выполнения обязательств, даже после его продажи не решает проблемы риска невозврата по широкому перечню товаров длительного пользования, так как фактический износ за короткий период времени может достигнуть 100%.
Глобальный экономический кризис 2008 г. нашел свое отражение и в кредитной сфере (снижение ликвидности коммерческих банков стало одной из причин ужесточения условий потребительского кредитования и сокращения объема выдачи кредитов населению).
Альтернативным и более привлекательным источником финансирования населения и малого бизнеса становятся кредитные кооперативы, в частности кредитные потребительские кооперативы граждан. [43]
Исходя из данных исследования национального проекта Развития АПК о кредитных кооперативов в 33 субъектах Российской Федерации в Южном федеральном округе кредитная кооперация развита гораздо сильнее, чем в других.
Самыми медленными темпами кредитная кооперация развивается в Дальневосточном, Уральском и Центральном Федеральных округах. Средний КПК состоит из 79 членов. Больше членов (как постоянных, так и ассоциированных) в Ставропольском крае (199 и 100), Вологодской области (266), Воронежской области (123 и 75), Ростовской, Кировской, Самарской областях. Ассоциированных членов больше в КПК, принимающих сберегательные вклады, на которые в среднем выплачивается 17,3% годовых. Отмечается достаточно невысокая помощь в организации и развитии кредитной кооперации органов управления всех уровней (они периодически оказывают консультации, но крайне редко предоставляют гарантии при получении кредитов, помогают с арендой помещения, участвуют в создании фондов развития малого предпринимательства). Все же более активно ведет себя районная администрация, которая проводит разъяснительную работу среди населения, предоставляет помещения в аренду, выступает инициатором создания КПК. На уровне субъекта Федерации в основном занимаются только выделением средств на субсидирование процентных ставок.
В этой связи интересным представляется анализ региональных программ поддержки КПК. После начала реализации программы поддержки и развития сельскохозяйственных кредитных кооперативов были приняты в том или ином виде во всех субъектах РФ. В некоторых субъектах (Владимирская, Воронежская, Калужская, Курганская, Липецкая, Московская, Челябинская, Читинская области) поддержка кредитных кооперативов осуществляется в рамках общих целевых программ "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" или "Развитие АПК". В Кемеровской области поддержка закреплена в целевой программе "Государственная поддержка личных подсобных хозяйств", в Камчатской и Кировской областях - в рамках областной программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства". В рамках программ "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов" кредитные кооперативы развиваются в Иркутской, Пензенской, Орловской, Смоленской, Ульяновской областях, Красноярском и Приморском краях, республиках Мордовия, Тыва, Еврейской АО. Отдельные программы, посвященные исключительно развитию кредитной кооперации приняты в Астраханской, Томской, Тюменской областях, Ставропольском крае, республике Саха (Якутия), Удмуртской и Чувашской республиках. Программа в Тюменской области отличается особой тщательностью разработки, в ней указано не только прогнозируемое количество КПК по районам, но и потенциальный спрос на займы, движение фондов финансовой взаимопомощи, а также прогноз займов до 2010 г. по годам и нарастающим итогам.
Абсолютный чемпион по поддержке в среднем на КПК Калининградская область (3,3 млн р.), высоки вливания в Татарстане (933 тыс. р.) и Курганской области (949 тыс. р.). Доля бюджетов субъектов РФ в общей бюджетной поддержке - 71%, районных - 24%, федерального бюджета - 5%.
Банковские кредиты активнее всего берут в Краснодарском крае, республиках Бурятия, Калмыкия, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Самарской и Ростовской областях, из них кредиты "Россельхозбанка" составляют 100% в Воронежской, Самарской и Курганской областях. Высока доля "Россельхозбанка" в кредитовании в Вологодской и Иркутской областях, Краснодарском крае, Республиках Калмыкия, Бурятия и Татарстан. В Ленинградской, Ростовской и Омской областях, напротив, доля "Россельхозбанка" в предоставленных кредитах невелика. В 15 из 33 обследованных субъектов РФ КПК вообще не брали кредитов в банках, что является крайне низким показателем активности кооперативов в привлечении средств. По показателю средний кредит, взятый в коммерческих банках, на один КПК лидируют Бурятия (2192 тыс. р.), Самарская область (1707 тыс. р.), Краснодарский край (1558 тыс. р.) и Ростовская область (1123 тыс. р.). Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), по данным мониторинга, предоставляет займы в четырех субъектах Федерации. Существенное кредитование в ФРСКК получают кредитные кооперативы в Ленинградской (716,7 тыс. р. на один СКПК), в Ростовской (714 тыс. р.), Вологодской (231,6 тыс. р.) областях и Ставропольском крае. В Ленинградской области это второй после сберегательных займов членов СКПК источник пополнения оборотных средств. В мониторинг не попали области традиционного кредитования ФРСКК - Волгоградская, Томская и др. По сведениям одного из респондентов экспертного опроса, в Волгоградской области "в 2006 г. "Россельхозбанком" выдано 1132 кредита на 265,6 млн р., Сбербанком - 119 на 106,6 млн р., ОАО АКБ "Волгопромбанк" - 71 на 636 млн р., кредитными кооперативами - 5684 на 914,3 млн р.". В Томской области в 2006 г. СКПК были прокредитованы из федерального бюджета (8,8 млн р.), из регионального (14,25 млн р.), из местного (32,5 млн р.), из средств регионального филиала ОАО 16 "Россельхозбанк" (20 млн р.), из ФРСКК (18 млн р.).
Оценка инвестиционных качеств ценных бумаг
Оценка инвестиционных качеств ценных бумаг начинается с предварительного отбора активов, которые интересуют инвестора. При этом учитываются, например, такие факторы, как: особенности выпуска и обращения отдельных видов ценных бумаг; уровень их безопасности; надежность и доходность; степень ликвидно ...
Характеристика
налогов взимаемых с юридических лиц
Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Рос ...
Анализ эффективности управления издержками
Азнакаевское УПНП и КРС не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным ОАО «Татнефть» бюджетом, имеет текущий счет, незаконченный баланс. В своей деятельности УПНП и КРС руководствуется настоящим Положением, Уставом ОАО «Татнефть», действующим законодат ...