Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным собранием, определенные успехи в экономическом развитии в 2000 г. (рост ВВП более чем на 7%, инвестиций – более чем на 17%) создали благоприятные условия для выборки стратегических и тактических направлений финансовой политики начала XXI в.
Так, общая стратегическая задача развития – модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом приоритетные задачи финансовой политики:
формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;
существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной системы;
создание условий для развития финансовой инфраструктуры достижения среднесрочной финансовой стабильности;
достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;
реформирование естественных монополий;
создание условий для интеграции России в мировом сообществе.
Основными направлениями финансовой политики: являются бюджетная, налоговая, таможенная, кредитно-денежная политика.
На каждом этапе социально-экономического развития страны государство выделяет определенные приоритеты для достижения, которых необходимо: проведение соответствующих направлений финансовой политики.
Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:
финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;
поддержание финансовой стабильности в стране;
обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
создание условий для социально-экономического развития.
Приоритетом бюджетной политики на современном этапе социально-экономического развития страны является обеспечение собственной платежеспособности государства. Для этого необходимо привести обязательства государства в соответствие с имеющимися у него финансовыми ресурсами. Избыточные обязательства должны быть сокращены, не подлежащие отмене – выполнены. С этой целью определяется перечень предприятий, которые должны обеспечиваться услугами естественных монополий за государственный счет, остальные предприятия должны отключаться от пользования услугами естественных монополий в общем порядке, Тот же порядок пользования услугами естественных монополий должен быть распространен и на домашние хозяйства, которым в перспективе будет предоставляться минимальная социальная защита, и все расходы в основном будут осуществляться за счет собственных доходов домашних хозяйств или их семейных бюджетов.
В соответствии в Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этого послания Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе этой работы первоначальное содержание законов может претерпеть значительные изменения. Правительство РФ должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятия закона о бюджете возможен роспуск Государственной Думы.
Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Ключевые проблемы, которые характеризуют текущее состояние бюджетной системы, заключаются:
в несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;
недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;
избыточности долгового бремени;
неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.
Отсюда определяются ближайшие стратегические цели бюджетной политики, а именно:
существенное снижение относительных издержек функционирования государства;
Анализ финансового состояния предприятия
Финансовое состояние предприятия (ФСП) — это сложная экономическая категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию. В процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывн ...
Риск-менеджмент. Финансовые риски как объект управления
Риск-менеджмент – это система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Риск-менеджмент включает стратегию и тактику управления. Стратегия управления – направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Тактика – это конкретные ...
Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Каждый современный бизнесмен или предприниматель знаком с противоречивостью и запутанностью налогового законодательства, у ...