Основная задача анализа долгосрочной устойчивости государственных финансов, по мнению российских ученых, сводится к выявлению рисков, которые в перспективе могут вызвать необходимость изменений в бюджетной политике. Долгосрочная устойчивость государственных финансов определяется соотношением между совокупными запасами ресурсов, чистого совокупного долга, совокупными доходами и расходами бюджета за соответствующие периоды с учетом темпов роста номинального валового продукта.
Можно согласиться с тем, что для анализа государственных финансов (с целью установления их состояния) важно выявление рисков их развития. Но для этого целесообразно использовать значительно большее количество индикаторов, ведь к государственным финансам относятся не только государственный бюджет и государственные целевые фонды. Необходимо учитывать текущие доходы и расходы сектора государственного управления, а также доходы и расходы государственных корпораций. Что касается индикаторов чистого долга, то их целесообразно сопоставлять не с общими объемами задолженности государства, а с задолженностью соответствующих институциональных единиц (центрального правительства, местных правительств, государственных финансовых и нефинансовых корпораций), поскольку такая задолженность не всегда предполагает погашение за счет ресурсов государственного бюджета.
Достаточно актуален вопрос, касающийся уровня устойчивости государственных финансов, который в разные периоды развития страны имеет определенные отличия. Выделим следующие уровни: устойчивое и неустойчивое состояние государственных финансов. Определение допустимых показателей, характеризующих каждый из уровней, необходимо для принятия мер по недопущению и ограничению негативного влияния установленных факторов на развитие государственных финансов.
Оценка состояния (устойчивое или неустойчивое) государственных финансов и определение мер по его обеспечению, на наш взгляд, проходят несколько этапов:
а) оценка устойчивости каждой составляющей государственных финансов, а именно секторов:
– центрального государственного управления;
– общего государственного управления;
– государственных финансовых корпораций;
– государственных нефинансовых корпораций;
б) установление перечня интегральных показателей, которые в наибольшей степени отражают состояние государственных финансов в целом (с учетом состояния и влияния каждого сектора);
в) осуществление мониторинга динамики индикаторов устойчивости государственных финансов в течение определенных периодов;
г) оценка динамики таких индикаторов в текущем, средне- и долгосрочном периодах и определение общего состояния государственных финансов;
д) обоснование мер по обеспечению устойчивости государственных финансов как в текущем, так и в будущих периодах.
Устойчивость финансовой деятельности органов центрального государственного управления определяется на основе анализа мобилизации доходов в государственный бюджет, а также государственные целевые фонды и проведения расходов, связанных с выполнением функций, которые они обеспечивают.
Однако в зарубежных странах, как правило, прежде всего проводится анализ устойчивости государственного бюджета. Для определения его состояния ученые предлагают использовать следующие показатели: минимальные расходы бюджета (Рм); собственные доходы бюджета (Дс); регулирующие доходы бюджета (Др); бюджетная задолженность (3). С их помощью устойчивость бюджета отражается так:
– абсолютная устойчивость:
Рм < (Дс + Др);
– нормальное состояние устойчивости:
Рм = (Дс + Др);
– неустойчивое состояние:
Рм > (Дс + Др – 3);
– абсолютно неустойчивое состояние:
Рм > (Дс + Др).
Состояние бюджета является неустойчивым, когда расходы превышают объемы доходов и заимствований.
Особую роль играет вопрос устойчивости местных бюджетов. «Финансовая устойчивость бюджета – возможность местных органов власти в полном объеме мобилизовать и качественно осуществлять финансирование комплекса социально-экономических задач на подведомственной территории в соответствии с целевыми ориентирами, определенными бюджетными программами». Уровень устойчивости местного бюджета характеризуется объемом ресурсов, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.
Анализ планирования выручки
ООО «Мир окон и дверей» представляет собой общество с ограниченной ответственностью, занимающееся коммерческой деятельностью на рынке розничной торговли г. Набережные Челны. Организационно-правовая форма выбрана в соответствии с законодательством, исходя из особенностей деятельности и размеров пред ...
Проблемы развития АПК
Проблемы, характерные для современного этапа развития АПК, можно разделить на три группы.[16] Проблемы в области сельскохозяйственного машиностроения
. Низкий платежеспособный спрос со стороны сельскохозяйственных предприятий, обусловил существенное замедление темпов развития отраслей сельско-хозяй ...
Платежи за ресурсы
Производственно-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования связана с привлечением значительных материальных ресурсов. Эффективность их использования оказывает непосредственное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В эффективном использовании этих ресурсов ...