Основная задача анализа долгосрочной устойчивости государственных финансов, по мнению российских ученых, сводится к выявлению рисков, которые в перспективе могут вызвать необходимость изменений в бюджетной политике. Долгосрочная устойчивость государственных финансов определяется соотношением между совокупными запасами ресурсов, чистого совокупного долга, совокупными доходами и расходами бюджета за соответствующие периоды с учетом темпов роста номинального валового продукта.
Можно согласиться с тем, что для анализа государственных финансов (с целью установления их состояния) важно выявление рисков их развития. Но для этого целесообразно использовать значительно большее количество индикаторов, ведь к государственным финансам относятся не только государственный бюджет и государственные целевые фонды. Необходимо учитывать текущие доходы и расходы сектора государственного управления, а также доходы и расходы государственных корпораций. Что касается индикаторов чистого долга, то их целесообразно сопоставлять не с общими объемами задолженности государства, а с задолженностью соответствующих институциональных единиц (центрального правительства, местных правительств, государственных финансовых и нефинансовых корпораций), поскольку такая задолженность не всегда предполагает погашение за счет ресурсов государственного бюджета.
Достаточно актуален вопрос, касающийся уровня устойчивости государственных финансов, который в разные периоды развития страны имеет определенные отличия. Выделим следующие уровни: устойчивое и неустойчивое состояние государственных финансов. Определение допустимых показателей, характеризующих каждый из уровней, необходимо для принятия мер по недопущению и ограничению негативного влияния установленных факторов на развитие государственных финансов.
Оценка состояния (устойчивое или неустойчивое) государственных финансов и определение мер по его обеспечению, на наш взгляд, проходят несколько этапов:
а) оценка устойчивости каждой составляющей государственных финансов, а именно секторов:
– центрального государственного управления;
– общего государственного управления;
– государственных финансовых корпораций;
– государственных нефинансовых корпораций;
б) установление перечня интегральных показателей, которые в наибольшей степени отражают состояние государственных финансов в целом (с учетом состояния и влияния каждого сектора);
в) осуществление мониторинга динамики индикаторов устойчивости государственных финансов в течение определенных периодов;
г) оценка динамики таких индикаторов в текущем, средне- и долгосрочном периодах и определение общего состояния государственных финансов;
д) обоснование мер по обеспечению устойчивости государственных финансов как в текущем, так и в будущих периодах.
Устойчивость финансовой деятельности органов центрального государственного управления определяется на основе анализа мобилизации доходов в государственный бюджет, а также государственные целевые фонды и проведения расходов, связанных с выполнением функций, которые они обеспечивают.
Однако в зарубежных странах, как правило, прежде всего проводится анализ устойчивости государственного бюджета. Для определения его состояния ученые предлагают использовать следующие показатели: минимальные расходы бюджета (Рм); собственные доходы бюджета (Дс); регулирующие доходы бюджета (Др); бюджетная задолженность (3). С их помощью устойчивость бюджета отражается так:
– абсолютная устойчивость:
Рм < (Дс + Др);
– нормальное состояние устойчивости:
Рм = (Дс + Др);
– неустойчивое состояние:
Рм > (Дс + Др – 3);
– абсолютно неустойчивое состояние:
Рм > (Дс + Др).
Состояние бюджета является неустойчивым, когда расходы превышают объемы доходов и заимствований.
Особую роль играет вопрос устойчивости местных бюджетов. «Финансовая устойчивость бюджета – возможность местных органов власти в полном объеме мобилизовать и качественно осуществлять финансирование комплекса социально-экономических задач на подведомственной территории в соответствии с целевыми ориентирами, определенными бюджетными программами». Уровень устойчивости местного бюджета характеризуется объемом ресурсов, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.
Анализ движения денежных средств
Анализ движения денежных средств проводится по данным отчетного периода. На первый взгляд такой анализ, как и любой другой раздел ретроспективного анализа, имеет сравнительно невысокую ценность для финансового менеджера, однако можно привести аргументы, в известной степени, оправдывающие его провед ...
Налоговые меры защиты предприятия при антикризисном управлении
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоговые меры защиты выражаются через налоговый механизм регулирования налоговых отношений. Принятие оптимального налогового механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение с ...
Определение оптимального объёма выпуска
инновационной продукции на предприятии
В данном разделе мы определяем оптимальный объём выпуска продукции на предприятии, применяя следующие критерии оптимальности: – максимум абсолютной величины доходов предприятия; – максимум величины прибыли предприятия; – максимум прибыли предприятия в расчёте на единицу продукции. Распределение спр ...