Финансы и экономика » Устойчивость государственных финансов

Устойчивость государственных финансов

Страница 3

– решаются вопросы обеспечения текущих платежей (путем их погашения, реструктуризации, рефинансирования, отсрочки и т.д.);

– финансируются расходы на решение задач развития страны в будущие периоды;

– фискальная нагрузка не ограничивает развитие социально и государственно ориентированного бизнеса;

– объемы задолженности по долговым платежам не оказывают разрушающего влияния на платежеспособность государства;

– общий дефицит государственных финансов используется не для решения текущих проблем, а для достижения стратегических целей (проведение реформ, которые станут основой наращивания экономического потенциала и повышения благосостояния граждан, прежде всего, финансирование инвестиционной и инновационной деятельности).

Нередко устойчивость государственных финансов отождествляется с платежеспособностью государства. По определению российского ученого С. Власова, правительство считается платежеспособным, когда оно способно погасить свои долги с помощью будущих первичных профицитов бюджета. При установлении чистой позиции государственных финансов учитываются совокупные запасы (средства суверенных фондов и органов государственного управления на счетах центрального банка в национальной валюте; средства федеральных и региональных бюджетов на депозитах в коммерческих организациях; резервы Минфина в иностранной валюте и золоте).

При таком подходе платежеспособность государства сводится к решению проблем, касающихся его развития в течение текущего периода. Однако нередко оказывается, что достижение положительных результатов в краткосрочном периоде может стать причиной обострения рисков развития в перспективе.

Следует учитывать, что для решения текущих проблем могут использоваться разные методы: привлечение ресурсов на основе займов, введение мер по увеличению доходов (путем внесения изменений в систему налогообложения), ограничение государственных расходов, продажа накопленных в предыдущие периоды государственных активов, использование созданных ранее стабилизационных и резервных фондов и др. При условии проведения взвешенной финансовой политики правительство может решить текущие проблемы путем не только достижения профицитов в будущих периодах, но и повышения эффективности использования привлеченных ресурсов.

Некоторые ученые считают, что рассмотрение устойчивости публичных финансов связано с анализом уровня задолженности и способности к ее обслуживанию. По их формулировке, устойчивость публичных финансов отражает способность правительства обслуживать долг путем использования будущих доходов. Ее содержание не совпадает с ликвидностью страны (способностью к погашению долга в течение краткосрочного периода). С позиции установления устойчивости, платежеспособность для центрального правительства следует рассматривать в плоскости межвременных бюджетных ограничений. Прогнозируемые выплаты правительства (текущего публичного долга и дисконтированных сумм будущих расходов) должны обеспечиваться дисконтированной стоимостью будущих доходов. В зависимости от временных пределов исследования (ограниченного или неограниченного) используются два индикатора разрыва устойчивости: S1 и S2.

Под социально и государственно ориентированным бизнесом имеется в виду предпринимательство, ориентированное не только на увеличение прибылей и обслуживание интересов собственников и менеджеров, но и на обеспечение в достаточной степени обязательных платежей в государственные фонды, предусмотренных законодательством, а также на соблюдение социальных стандартов, принятых в государстве.

S1 показывает, что долгосрочная корректировка структуры первичного баланса (путем увеличения налогов или уменьшения расходов) требует достижения принятых величин долга на определенную дату. Для индикатора S2 предполагается учет неограниченного (не установленного на конкретную дату) межвременного бюджетного регулирования. Считается, что индикатор S2 более точен, поэтому он шире используется в бюджетном надзоре.

Однако такой подход направлен в основном на определение устойчивости государственных финансов не в целом, а только одной его составляющей – операций сектора государственного управления. Нуждается в уточнении и положение об учете совокупного долга только в сравнении с доходами и расходами бюджета, ведь погашение и обслуживание государственного долга осуществляются не только с использованием ресурсов бюджетной системы. Следует принимать во внимание также привлечение средств государственными целевыми фондами, центральным банком, государственными финансовыми и нефинансовыми корпорациями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Состав и назначение учреждений обороны РФ
Военным учреждением признается состоящая на полном или частичном финансировании из федерального бюджета некоммерческая военная организация, созданная государством в лице уполномоченных им органов для осуществления функций в области обороны страны и безопасности государства. Учредителем военного учр ...

Понятие, сущность и особенности ЕНВД
Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке; Базовая доходность - условная месячная ...

Аналитические методы оценки эффективности фискальной политики
Учитывая, что для российской экономики еще не сформированы ретроспективные динамические ряды, достаточные для проведения корректных эконометрических расчетов, можно воспользоваться другими способами оценки эффективности фискальной политики. К числу подобных альтернативных подходов можно отнести мет ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru