- достоверный учет использованных в процессе производства и реализации продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств и нематериальных активов (посредством амортизации), трудовых ресурсов (через фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды) и прочих расходов в разрезе основных элементов затрат, формирующих себестоимость продукции;
- рациональное калькулирование себестоимости конкретных видов продукции;
- оперативный контроль за издержками производства и финансовыми результатами;
- экономический анализ себестоимости продукции, ее рентабельности и прибыли (управленческий анализ);
- оценка экономической эффективности новой техники и инвестиций;
- разработка внутифирменных положений по планированию, учету и экономическому анализу себестоимости продукции, а также ее конкурентоспособности;
- составление прогнозов развития бизнеса, повышения эффективности работы предприятия на основе фирменных и рыночных цен, сопоставления внутрифирменной и рыночной себестоимости продукции, определения рентабельности продукции и продаж по основным видам продукции;
- выявление внутрихозяйственных резервов повышения конкурентоспособности продукции, снижение издержек производства и расходов на продажу;
- подготовка необходимой информации для корректировки себестоимости и финансовых результатов с целью определения налогооблагаемой прибыли;
- разработка планов по себестоимости и прибыли, а также рентабельности в целом по предприятию, важнейшим видам продукции и центрам ответственности.
Управление себестоимостью на предприятии предполагает качественное выполнение всех функций управления, к которым относятся: прогнозирование и планирование, учет, контроль, экономический анализ, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование. Выполнение функций управления затратами в полном объеме отражает механизм воздействия управляющей подсистемы (субъекта управления) на управляемую подсистему - объект управления. Под субъектом управления в данном случае понимаются руководители и менеджеры предприятия, цехов, участков. Объектами управления являются центры ответственности и формирования затрат. Предметом управления выступают методические и организационные вопросы, отражающие качество выполнения функции управления себестоимостью продукции.
Планирование и прогнозирование - это важнейшая часть всей системы управления затратами предприятия. Планирование подразделяется на долгосрочное и текущее. Задачей долгосрочного планирования является технико-экономическое обоснование ожидаемой эффективности затрат на производство новой продукции, исследование эффективности инноваций и инвестиций, направляемых на увеличение производственных мощностей предприятия Наконец, это обоснование целесообразности затрат в НИОКР, разработка принципиально новых технологических процессов и средств автоматизации производства. Одновременно с этим прогнозируются возможные рынки сбыта продукции, объемы реализации, факторы риска и неопределенности, колебания цен, а также возможные изменения в реализации по определению состава затрат, относимых на себестоимость продукции, и по налогообложению.
Текущие планы конкретизируют и детально обосновывают реализацию ближайших целей предприятия, вытекающих из прогнозов. Текущее планирование отражает возможности ближайшего будущего, оно обосновывается в разрезе кварталов, а при необходимости, и месячных планов. В процессе текущего планирования обосновывается состав показателей, в разрезе которых рассчитывается себестоимость продукции, например, затраты на 1 руб. продукции, себестоимость и рентабельность конкретных изделий, факторы, воздействующие на изменение себестоимости продукции.
Состав и структура оборотных средств предприятия
Наряду с основными фондами для работы предприятия огромное значение имеет наличие оптимального количества оборотных средств. Оборотные средства (оборотный капитал) - это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих неп ...
Ликвидность и платежеспособность предприятия
Ликвидность предприятия (таблица 2)– это способность фирмы превращать свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку платежеспособности организации, т.е. ее способности сво ...
Содержание и методика управления денежными средствами
Управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюдж ...