Перечень условий для дифференцированного применения критериев в виде доходов от реализации продукции (работ, услуг), средней численности работающих и балансовой стоимости активов может быть и шире, исходя из обозначенных государством приоритетов социально-экономического развития, которые должны решаться с помощью развития малого бизнеса.
Вместе с тем, при установлении предлагаемых критериев для применения УСН, особенно в виде доходов от реализации, следует учитывать потери бюджетной системы и, в первую очередь, федерального бюджета.
Так, согласно расчетам Минфина России, представленным на заседание Правительства РФ 03 марта 2005 г., рассматривавшим проект федерального закона о внесении изменений в УСН, в том числе предложения об увеличении с 01 января 2006 г. критерия в виде доходов, дающего право на применение УСН, с 15 млн. руб. до 20; 30 или до 50 млн. руб. потери бюджета могли бы составить соответственно 10,3, 37,5 и 48,4 млрд. руб., тогда как все поступления от УСН за 2005 г. составили 38,8 млрд. руб.
Поэтому важнейшей задачей при совершенствовании законодательства о поддержке малого предпринимательства является разработка мер направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый бизнес, в том числе в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).
В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, — это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.
По действующему порядку в гл. 26 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применятся именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.
Вместе с тем, ограничение по участию других организаций не учитывает возможность косвенной аффилированное или аффилированности с физическим лицом.
Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должен применяться к предприятиям, входящим в единую сеть, а также к предприятиям, аффилированным с крупными и средними предприятиями, вступающими с ними в сделки. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий для целей определения его статуса, как налогоплательщика УСН, необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое административного, оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.
Таким образом, в целях ограничения возможностей разделения бизнеса на более мелкие единицы с целью перехода на УСН и минимизации налогообложения, необходимо идентифицировать малый бизнес для целей применения УСН с учетом масштабов прямо или косвенно аффилированных с ним лиц. При этом следует иметь в виду, что в целях Налогового кодекса применяется понятие не аффилированных, а взаимозависимых лиц (ст. 20 части первой НК РФ), которое предназначено для осуществления налогового контроля для определения рыночных цен на товары (работы, услуги) по сделкам между взаимозависимыми лицам и.
Поэтому в целях Федерального закона о поддержке малого предпринимательства и в целях УСН для определения принадлежности к малым предприятиям целесообразно применять единое понятие аффилированных лиц, данное в законе РСФСР от 22.03.91 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 26.07.06 г.).
Таким образом, если группа предприятий имеет единого владельца (владельцев), если менеджмент и важнейшие функции этих предприятий централизованы и/или взаимозависимы, то в таком случае эта группа предприятий должна считаться единой компанией и критерии применения УСН должны распространяться на все предприятия в совокупности, в том числе, в отношении:
- объема доходов от реализации, балансовой стоимости активов и среднесписочной численности работников;
- тех видов предпринимательской деятельности, по которым запрещено применение УСН (производство подакцизных товаров; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес и др.).
Кроме того, в части первой НК РФ целесообразно законодательно установить, что при постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика УСН эта организация обязана уведомить налоговый орган о наличии организаций, созданных участии (вне зависимости оттого, действуют фактически эти организации или нет).
Оценка экономической эффективности проекта с учетом возможной схемы
финансирования
Для расчета показателей эффективности реализации проекта составляют общий денежный поток. Расчет системы показателей предполагает дисконтирование денежного потока. Рассчитаем коммерческую норму дисконта, определяющую коммерческую эффективность проекта, она определяется с учетом альтернативной эффек ...
Собственность и бюджет муниципального образования
Существование муниципальной собственности и местных финансов, несомненно, предполагает наличие известной самостоятельности режима регулирования экономических отношений на местном уровне. Отсутствие традиций эффективного использования муниципальной собственности и местных финансов в предпринимательс ...
Сущность финансов предприятий
Исследования учеными экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение. Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части националь ...