Вместе с тем, сумма налогов уплачиваемых в связи с применением УСН выросла за 2002-05 гг. с 7,9 млрд. руб. до 38,8 млрд. руб. или в 4,9 раза. Таким образом, рост налоговых платежей от УСН несколько отстает от роста количества налогоплательщиков. Это связано с тем, что порядок исчисления налоговой базы при применении УСН, в результате внесения в него изменений, стал более льготным. Вместе с тем, одной из причин роста числа налогоплательщиков-организаций стало их разукрупнение в целях минимизации налогообложения.
Применение УСН для субъектов малого предпринимательства в России имеет уже достаточно длительную историю, что позволяет выявить проблемы, связанные с функционированием этого специального налогового режима.
Одной из наиболее острых проблем является определение критериев, дающих право на применение УСН.
В последнее время совершенствование этого специального налогового режима шло по пути увеличения размера доходов, позволяющих перейти на УСН, а также расширения перечня расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы. Однако эти меры не сопровождались одновременным ведением норм в гл. 265 НК РФ, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к этому налоговому режиму.
Таблица 4.1
Критерии разделения субъектов малого предпринимательства
Показатели |
Средние предприятия |
Малые предприятия |
Микро-предприятия |
Максимальное число работающих (человек) |
250 |
50 |
10 |
Максимальная величина годового оборота (млн. евро) (млн. руб.) |
40 1 360 |
7 238 |
- |
Максимальная величина балансовой стоимости активов (млн. евро) (млн. руб.) |
27 918 |
5 170 |
- |
В настоящее время, Минэкономразвития России осуществляет подготовку новой редакции федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства, одной из задач, которого, в частности, является установление системы критериев, по которым должны определяться субъекты малого предпринимательства, что позволит обеспечить целевой характер мер их государственной поддержки, в том числе налогового стимулирования.
В материалах, подготовленных комиссией по инвестициям к заседанию Совета по торговле и развитию в рамках 17 сессии ООН (2000 г.) предложена схема разделения субъектов малого предпринимательства исходя из численности штатных работников: субъекты микробизнеса — не более 5 чел.; субъекты малого бизнеса — от 6 до 50 чел.; субъекты среднего бизнеса - от 51 до 250 чел.
Для каждой категории предприятий предусмотрена своя система отчетности того уровня детализации, который соответствует размерам предприятия.
В силу того, что до сих пор между европейскими странами есть различия в определении сектора микро-, малого и среднего бизнеса (SME), общеевропейские программы фактически адресованы лишь части SME в каждой отдельной стране. Свои собственные определения SME использовали Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд. В целях унификации определений SME, действующих в разных европейских странах и на уровне Европейского Союза, Европейская Комиссия приняла следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор SME в экономике западноевропейских стран:
Чтобы в соответствии с приведенной классификацией ЕС, предприятие считалось микро-, малым или средним, оно должно соответствовать критерию численности и одному из двух финансовых критериев. Наряду с этим, предприятие должно быть экономически независимым. Это означает, что предприятию или группе предприятий, не принадлежащих сектору SME, может принадлежать не более 25 % собственности предприятия из сектора SME. Верхние границы годового оборота и балансовой стоимости активов, указанные в определении, должны регулярно, обычно 1 раз в 4 года, пересматриваться, чтобы учесть изменения, происходящие в экономике стран-участниц ЕС (изменение уровня цен, рост производительности труда). Среди критериев отнесения к SME основной - количество занятых, финансовые критерии необходимы для определения реальной значимости предприятия и его позиции среди конкурентов. Критерий по числу занятых учитывает как полную, так и частичную занятость на предприятии.
В силу специфики деятельности, предприятия торговли и сферы распределения имеют больший годовой оборот, чем предприятия производственного сектора. Поэтому кроме критерия «годовой оборот» применяется критерий «балансовая стоимость активов», который более точно отражает реальный масштаб бизнеса. В соответствии с рекомендациями Европейской Комиссии, если по итогам финансового года предприятие из числа SME превысило пороговые значения финансовых показателей, то не происходит автоматического исключение его из числа SM Е. Исключение наступает лишь в том случае, если зафиксированное превышение финансовых критериев повторяйся по итогам еще 2 финансовых лет.
Методика оценки финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
В экономической литературе даются разные подходы к оценке финансовой устойчивости. В настоящее время разработано и используется множество методик, таких как методика Шеремета А.Д. и Сайфулина Р.С. Ковалева В.В. и других авторов. И отличие между ними заключается в подходах, способах, критериях и усл ...
Дисконтирование как прием инвестиционного анализа
Если для реализации проекта необходимы большие многолетние вложения и новшество имеет длительный период эксплуатации, оценка эффективности такого проекта требует учета фактора времени, так как ценность одной и той же массы денежных средств в различные периоды времени отлична. Чтобы учесть фактор вр ...
Условия договора франчайзинга
Самый первый вопрос, который волнует начинающих предпринимателей — это как удержаться «на плаву» на начальном этапе развития собственного бизнеса. С какими только проблемами не сталкиваются российские предприниматели: отсутствие стартового капитала, сложности с получением приемлемых кредитов, недос ...