В условиях жестко централизованной системы управления в экономике государственного сектора советского времени фактически отсутствовала налоговая система, хотя и существовали отдельные ее элементы.
Основы современной российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.
С принятием этих основополагающих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. Необходимость создания единой системы налогообложения и реформирования действующих налогов была вызвана тем, что проводившиеся Экономические преобразования потребовали выработки принципиально важных концепций современной налоговой и финансово-экономической политики, которые должны были стать важнейшими действенными инструментами регулирования развивающихся рыночных отношений. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, способствовать снижению уровню инфляции.
Сформированная и вступившая в действие с 1 января 1992 г. Российская налоговая система была построена на отдельных принципах, важнейшими из которых являлись следующие:
- установление норм налогового законодательства, не относящиеся к нормам налогового права;
- установление прав обязанностей как налогоплательщиков, так и государства;
- установление равенства всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;
установление разграничений прав по введению" и взиманию налогов между различными уровнями власти.
Оптимальная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, должна повышать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Основным качественным измерителем налоговой системы страны является показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки. Налоговое бремя представляет собой показатель воздействия налогов на экономику страны в целом или на отдельный хозяйствующий субъект, определяемый как доля их налогов, уплачиваемая государству и платежей налогового характера.
Основной задачей государства является определение уровня налоговой нагрузки, оптимальной для налогоплательщика и наиболее выгодной для государственного бюджета. При снижении налогового бремени государство выигрывает в большей степени, а с освобожденных средств предприятий может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом многие налогоплательщики выйдут из «тени», что освободит государство от дополнительных расходов, связанных с повышением эффективности налогового администрирования.
Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющие ее переработку.
Замена некоторых существующих налогов налогом на добавленную стоимость практически всегда приводит к изменению структуры относительных цен в экономике страны независимо от того, сохранились ли государственные доходы на прежнем уровне или нет. При анализе налога на добавленную стоимость особое внимание следует обратить на проблему количества ставок НДС, а так же практические и теоретические аспекты решения этой проблемы.
Я считаю, что количество ставок налога на добавленную стоимость должно находиться на уровне, минимальном для удовлетворения нужд государства.
При увеличении количества ставок налога на добавленную стоимость издержки администрирования при отсутствии дополнительных доходов возрастают в гораздо большей степени.
Проблемы развития АПК
Проблемы, характерные для современного этапа развития АПК, можно разделить на три группы.[16] Проблемы в области сельскохозяйственного машиностроения
. Низкий платежеспособный спрос со стороны сельскохозяйственных предприятий, обусловил существенное замедление темпов развития отраслей сельско-хозяй ...
Анализ развития местной телефонной сети районного узла связи
Анализ развития местной сети связи начинается с анализа данных предоставленных абонентским отделом и данных годового производственного отчета предприятия. Прирост абонентов городской и сельской телефонной связи планируется на основе анализа имеющихся заявок на установку новых телефонов и с учетом с ...
Методика анализа формирования
и использования капитала предприятия
Субъекты хозяйства начинают свою деятельность при первичном накоплении капитала, поскольку он является необходимым условием для финансирования хозяйственной деятельности, а также источником погашения возможных убытков в дальнейшей деятельности предприятия. С позиции собственника (учредителя, предпр ...