В условиях жестко централизованной системы управления в экономике государственного сектора советского времени фактически отсутствовала налоговая система, хотя и существовали отдельные ее элементы.
Основы современной российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.
С принятием этих основополагающих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. Необходимость создания единой системы налогообложения и реформирования действующих налогов была вызвана тем, что проводившиеся Экономические преобразования потребовали выработки принципиально важных концепций современной налоговой и финансово-экономической политики, которые должны были стать важнейшими действенными инструментами регулирования развивающихся рыночных отношений. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, способствовать снижению уровню инфляции.
Сформированная и вступившая в действие с 1 января 1992 г. Российская налоговая система была построена на отдельных принципах, важнейшими из которых являлись следующие:
- установление норм налогового законодательства, не относящиеся к нормам налогового права;
- установление прав обязанностей как налогоплательщиков, так и государства;
- установление равенства всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;
установление разграничений прав по введению" и взиманию налогов между различными уровнями власти.
Оптимальная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, должна повышать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Основным качественным измерителем налоговой системы страны является показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки. Налоговое бремя представляет собой показатель воздействия налогов на экономику страны в целом или на отдельный хозяйствующий субъект, определяемый как доля их налогов, уплачиваемая государству и платежей налогового характера.
Основной задачей государства является определение уровня налоговой нагрузки, оптимальной для налогоплательщика и наиболее выгодной для государственного бюджета. При снижении налогового бремени государство выигрывает в большей степени, а с освобожденных средств предприятий может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом многие налогоплательщики выйдут из «тени», что освободит государство от дополнительных расходов, связанных с повышением эффективности налогового администрирования.
Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющие ее переработку.
Замена некоторых существующих налогов налогом на добавленную стоимость практически всегда приводит к изменению структуры относительных цен в экономике страны независимо от того, сохранились ли государственные доходы на прежнем уровне или нет. При анализе налога на добавленную стоимость особое внимание следует обратить на проблему количества ставок НДС, а так же практические и теоретические аспекты решения этой проблемы.
Я считаю, что количество ставок налога на добавленную стоимость должно находиться на уровне, минимальном для удовлетворения нужд государства.
При увеличении количества ставок налога на добавленную стоимость издержки администрирования при отсутствии дополнительных доходов возрастают в гораздо большей степени.
Сущность и основные виды и формы коммерческого
кредита
В современной экономической литературе существует две основные трактовки происхождения слова «кредит». Одни экономисты полагают, что это понятие берет начало от латинского слова credit, что в переводе означает «он верит» (или от слова credо - верю). Другие связывают его появление с латинским термин ...
Динамика валютного курса РК за 2008 – 2009 год
С конца сентября 2007 года по 25 марта 2008 года курс тенге/доллар практически перестал меняться, колеблясь в узком диапазоне 120,30–120,97 тенге за доллар. В то же время тенге неуклонно падало все это время по отношению к евро и рублю. К 25 марта 2008 года официальный курс доллара составил уже 120 ...
Устойчивость государственных финансов
Рассматривая вопросы устойчивости государственных финансов, следует учитывать, что в их состав входят разные элементы, развитие которых отличается определенными особенностями (по сравнению с другими составляющими) в рамках сектора государственных финансов в целом. Согласно методологии, принятой в М ...