Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее в себя две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков.
Отметим, что в подсистеме налогообложения реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования - контрольная функция налогов.
Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни страны.
В современной России в связи с переходом от централизованно-плановой к рыночной экономике необходимо было в спешном порядке (после августовских событий 1991 г.) формировать адекватную налоговую систему.
В течение декабря 1991 г. были приняты семь законов Российской Федерации, в т. ч. базовый «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27.12.1991 № 21.18-1), и специальные, посвященные отдельным налогам - на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, подоходному, акцизам, налогам в дорожные фонды. В каждом из этих шести законов были изложены общие положения и характеристики элементов конкретного налога.
Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами: всего по 2,2% налоговых доходов госбюджета РФ в 1992 и 1993 гг. (для сравнения: 12,0% - в 2003 г. после введения с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых).
Мировая практика подтверждает, что система налогообложения конструируется на базе носителей стоимости - заработной плате, ренте, капитале, которые используются в качестве объектов налогообложения и для расчета налоговой базы.
Другие элементы налога - ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты - в концептуальном плане являются второстепенными и могут быть использованы в качестве инструментов регулирующего воздействия на уровень и структуру налогового бремени экономики. Достаточно посмотреть на межстрановые различия по одному ил значимых косвенных налогов - НДС. Станки НДС различаются от 5% в Японии (льготная ставка - 4,5%), где обеспечивают 9,4% общей суммы налоговых доходов, до 18% в Чили (45% налоговых доходов! и 25% в Швеции (льготные ставки - 6, 12, 21%), где доля в составе налоговых доходов, составляет 13,9%.
Именно отсутствие концептуальных основ построения российской системы налогообложения стало причиной нестабильного функционирования совокупности налогов, принятых в 1991 г. Эта совокупность дополнялась новыми налогами, сугубо фискального назначения, нередко вводимыми указами президента и просуществовавшими по 3-4 гола. В их числе: специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1993-1995 гг.), транспортный налог (1994-1997 гг.), налог с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (1993-1995 гг.) и др. Местными властями вводились менее значимые налоги и сборы в соответствии с указом Президента РФ от 22.12,1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», благодаря чему общее их число доходило до 200 наименований.
Основы создания и организация структуры управления ФСН по Чувашской
Республике
Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно. Управление имеет сокращенное ...
Особенности финансов предприятия в торговли
Специфика финансов, сфера торгового обращения состоит в том, что предприятие торговли способствует завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивает его непрерывность. Торговля – форма товарного обращения, осуществляемая при помощи денег, а так же это особая д ...
Характеристика налоговой системы Российской Федерации
Созданная в Российской Федерации налоговая система по своей общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой. Структура налоговой системы РФ приведена на рисунке 1. Рисунок 1 – Структура налоговой системы РФ В 1998 год ...