Финансы и экономика » Экономическая безопасность Ставропольского края » Угрозы экономической безопасности Ставропольского края

Угрозы экономической безопасности Ставропольского края

Страница 3

Значительную остроту приобретает в настоящее время угроза криминализации экономики. Опасность криминальной, теневой экономики для государства состоит в том, что ее существование уменьшает налогооблагаемую базу и величину собираемых налогов, способствует проникновению ее представителей во властные структуры. Обращение огромных финансовых средств вне легальных структур, использование бартера и квази-денег лишают российское правительство возможности применять типичные для современной рыночной экономики методы макроэкономического регулирования деловой активности. Кроме того, огромный объем неучтенного производства и услуг искажает картину экономической динамики, величину ВВП и т.д.

Наряду с внутренними экономическими угрозами, представляющими, как отмечалось, наибольшую опасность для российской экономики и демократических преобразований, существуют также и угрозы внешние, которые нельзя не учитывать. К их числу можно отнести продовольственную уязвимость России вследствие критической зависимости страны от импорта продуктов питания, возможную технологическую блокаду, опасность которой возрастает из-за отставания России в научно-технической сфере, негативное влияние мировых финансовых, в том числе фондовых и валютных рынков на еще не окрепший финансовый рынок России, возможную потерю рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье [62], а также опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных военных контингентов, ослабление интеграционных процессов в СНГ. [3]

Преодоление внешних угроз связано с экономическим развитием страны, решением внутриэкономических проблем.

Немаловажным является анализ последствий вступления России в ВТО с позиций экономической безопасности.

В настоящее время общепризнанным является, и это не вызывает сомнений, что Россия должна вступать в ВТО или во всяком случае четко продемонстрировать свое стремление к этому. Вступление в ВТО необходимо, как с общеполитических позиций, являясь гарантией от международной изоляции, так и с позиции участия в процессе глобализации.

Вступление Росси в ВТО не следует сводить лишь к макроэкономическим издержкам, связанным с реструктуризацией российской экономики. Оно окажет влияние на отраслевое и региональное развитие, на эволюцию правовых норм в российской экономике, а также на российскую геополитику. В каждой из этих сфер наша страна будет испытывать издержки или извлекать выгоды от присоединения к ВТО. В рамках данной работы нас интересуют издержки от вступления России в ВТО на региональном уровне.

Пока глубина проработки региональных аспектов вступления в ВТО явно недостаточна. Фактически все подходы сводятся к фрагментарному наложению карты экономической географии на административно-территориальную карту и констатации того факта, что регионы, не обладающие экспортным потенциалом, встретятся с серьезными проблемами, которые проявятся в первую очередь в том, что облегчится наш экспорт сырья и полуфабрикатов, но при этом производители конечной продукции и продукции машиностроения столкнутся с мощной конкуренцией производителей из Европы и Юго-Восточной Азии и др.

Кроме углубления и без того серьезной проблемы экономической дифференциации в развитии регионов и обострения социальных проблем можно отметить еще один вероятный результат вступления России в ВТО, который нельзя не принимать во внимание, разрабатывая комплекс адаптационных мер. Анализируя вполне предсказуемые последствия, легко заметить, что основной выигрыш от этого шага, связанный с дальнейшим ростом внешнеторгового оборота относительно ВВП, достанется федеральному Центру через механизм взимания таможенных пошлин, сбора НДС с импортируемых товаров. В то же время реальные потери от сокращения объемов производства (налог на прибыль и на фонд заработной платы) лягут на бюджеты регионов. Эта тенденция – общий сценарий, который будет развиваться в течение пяти – семи лет после присоединения России к ВТО. При существующем отношении федерального бюджета и бюджета территорий (63: 37) описанная тенденция поставит регионы в еще более сильную зависимость от Центра и вызовет достаточно мощную перестройку бюджетного процесса. [44]

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Роль и задачи Казначейства в реализации функции распорядителя государственных средств
Казначейство – это финансовый орган, на который ложатся функции по кассовому исполнению государственного бюджета Украины. Действующая схема исполнения государственного бюджета не обеспечивала системного контроля как за прохождением государственных ресурсов через коммерческие банки, так и за использ ...

Виды деятельности, подлежащие переводу на ЕНВД
На основании п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в ред. Закона N155-ФЗ) система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов ...

Развитие налогообложения в России
Разложение феодальных отношений, развитие товарно-денежных отноше-ний привело к установлению капиталистических отношений. Последние, безусловно, предполагают развитие налогообложения по законам капитализма. Единственным источником уплаты налогов стала совокупная стоимость вновь создаваемых товаров ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru