Генеральный бюджет торговой организации состоит из операционного и финансового бюджетов (см. приложение 1). Как видно из представленной на рисунке схемы, оба бюджета содержат ряд частных бюджетов, которые связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.
Операционный бюджет.
Разработка данного документа начинается с определения плана продаж, т. е. с формирования бюджета реализации. Это наиболее ответственный момент планирования, предполагающий исследование рынка, определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов, изучение стратегии конкурентов и т.п. Например, организация, объединяющая сеть торговых точек и лотков по Москве, реализующих мороженое, при разработке прогноза объемов продаж на предстоящий месяц учитывает количество точкосмен, ожидаемый индекс инфляции и среднюю температуру месяца. Организация располагает соответствующим программным продуктом.
После того как руководству организации становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов товаров на конец периода, разрабатывается бюджет закупок товаров. От предполагаемых объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, затрат на маркетинг, коммерческих затрат.
Конечная цель операционного бюджета — разработка плана прибылей и убытков. В общем виде его можно представить следуют образом (см. приложение 1).
Финансовый бюджет.
Его цель заключается в разработке прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.
Генеральный бюджет производственного предприятия также состоит из операционного и финансового бюджетов (см. приложение 2.). Как и в случае торговой организации, все частные бюджеты здесь также взаимосвязаны.
Финансовый бюджет по своей структуре аналогичен бюджету торговой организации, тогда как операционный имеет свои особенности. Первый шаг в его планировании — составление бюджета продаж. Он определяется не столько производственными возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на рынке. Здесь учитывают влияние следующих факторов:
- деятельность конкурентов;
- стабильность поставщиков и покупателей;
- результативность рекламы;
- сезонные и другие колебания спроса;
- политика ценообразования.
При планировании объема продаж используются различные методы: статистические прогнозы с применением математических методов, экспертные оценки специалистов отдела сбыта и др.
Исходя из бюджета продаж разрабатывают производственный бюджет, на основе которого составляют бюджет закупки материалов, бюджет по труду и бюджет общепроизводственных расходов. Далее бюджет затрат по маркетингу и бюджет коммерческих расходов.
Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков. В промышленности он имеет следующий вид.
План прибылей и убытков промышленного предприятия
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) - Производственная себестоимость реализованной (проданной) продукции (работ, услуг) = Валовая прибыль.
Валовая прибыль - Операционные расходы (административно-управленческие, коммерческие) = Операционная прибыль.
Выручка от продаж определяется бюджетом продаж.
Себестоимость товаров, реализованных в торговле, рассчитать легче, чем себестоимость проданной продукции на промышленном предприятии, которая исчисляется по формуле:
- себестоимость реализованной продукции, руб.
запасы готовой продукции на начало периода, руб.
себестоимость произведенной на период продукции, руб.
запасы готовой продукции на конец периода, руб.
Таким образом, для составления бюджета себестоимости реализованной продукции необходимо составить бюджет себестоимости произведенной продукции и оценить запасы готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Основные положения теории валютного курса
Валютный курс появился вместе с необходимостью обмена: при ввозе и вывозе товаров и капиталов. Ввалютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, то есть соотношение, на основе которого происходит обмен валют разных стран. Таким образом, валютный к ...
Анализ формирования и использования финансовых ресурсов предприятия
В работе анализируется филиал по Краснодарскому краю предприятия ФГУП «», который как филиал не имеет собственного капитала, поэтому для анализа пассивов предприятия необходимо провести анализ структуры заемного капитала. Данные для анализа динамики и структуры заемного капитала представлены в табл ...
Основы создания и организация структуры управления ФСН по Чувашской
Республике
Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно. Управление имеет сокращенное ...