* Комекбаева Л.С. Управление финансовыми потоками предприятия: Учебное пособие 2004
Для выявления частных проблем и их причин, связанных с управлением финансовыми потоками, на предприятии необходимо проводить специальное диагностическое исследование. Приведем несколько типичных ситуаций, которые отражают степень эффективности решения задачи управления финансовыми потоками предприятия:
1. На предприятии отсутствует планирование, как поступлений, так и платежей. Работа ведется по методу "затыкания дыр", руководство принимает решение о распределении имеющихся денежных ресурсов на основе субъективного взгляда на приоритетность платежей. Это часто приводит к неэффективному распределению средств;
2. На предприятии осуществляются ведение платежных календарей, планов по платежам, ежедневное распределение поступающих финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными приоритетами. Планирование поступлений возможно лишь частично в связи с неэффективной работой служб маркетинга и сбыта, дефицитом информации, отсутствием четких регламентов планирования. Предприятие постоянно испытывает дефицит денежных средств;
3. Проводится планирование поступлений денежных средств и первоочередных платежей, а также бюджетов подразделений. Это позволяет более обоснованно распределять средства, проводить анализ выполнения бюджетов подразделений;
4. На предприятии освоено комплексное финансовое планирование: рассчитываются планы движения денежных средств по подразделениям, проектам, консолидированные планы по предприятию в целом, планы по прибылям и убыткам, плановый баланс. Проводится анализ "план/факт", принимаются корректирующие решения. Это наиболее эффективный способ управления финансовыми ресурсами, обеспечивающий финансирование наиболее эффективных, жизненно важных направлений деятельности предприятия.
Проблема эффективного управления финансовыми потоками тесно связана с еще с одной проблемой - составлением финансового плана, бюджетированием.
Форма и содержание финансового плана (бюджета) могут существенно различаться в зависимости от специфики предприятия и задач управления. На многих предприятиях под комплексным финансовым планом понимаются, прежде всего, план производства и ряд бюджетов (подразделений, цехов), обеспечивающих его выполнение. В такой план включают планы по выручке (с разделением на деньги и бартер), отчет о финансовых результатах, расчеты по налогам и пр. Как правило, планы движения денежных средств и отчет о прибыли даются в укрупненном виде, а плановый баланс не рассчитывается. У таких финансовых планов имеется целый ряд недостатков, к ним, как правило, относятся:
- слабая связь с маркетингом, отсутствие плана продаж (с детализацией хотя бы по месяцам);
- отсутствие многих необходимых планов, например, плана движения товарно-материальных ресурсов;
- отсутствие возможности видеть денежные и материальные потоки в динамике, выявлять плановые периоды дефицита этих потоков, принимать решения по обеспечению реализуемости планов;
- отсутствие планового баланса предприятия;
- отсутствие расчетов эффективности деятельности подразделений и предприятия в целом (например, рентабельность оборотного капитала).
При формировании комплексного финансового плана финансовая служба предприятия сталкивается с целым рядом проблем. Это и отсутствие четкой схемы (процедуры) планирования, "непрозрачность" форм планов для руководства предприятия, нечетко определенное взаимодействие подразделений, незаинтересованность сотрудников и т.д. А ведь именно комплексный финансовый план должен дать руководству предприятия реальную картину бизнеса и обеспечить принятие своевременных управленческих решений.
Неудивительно, что вопрос бюджетирования занимает в ряду наиболее важных проблем одно из первых мест. Заметим, что задача планирования и управления финансовыми потоками решается как одна из подзадач в процессе формирования финансового плана. После того как финансовый план предприятия сформирован, проанализирован и утвержден к исполнению, необходимо обеспечить оперативный контроль его выполнения и принятие решений по его корректировке.
Методика О.Ф. Пасько
Основные принципы методики О.Ф. Пасько заключаются в следующем: 1) в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, то есть сумма начисленных платежей. Это связано с тем, что определение налоговой нагрузки по сумме уплаченных налогов, ка ...
Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений
В ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 24 июля 2008 г.) (далее по тексту БК РФ) определены особенности правового положения бюджетных учреждений[16]. В соответствии с п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ, установлено, что государственное или муниципальное ...
Управление рисками
Предприятиям следует не избегать риска, а уметь управлять им. Одно из главных правил финансово-хозяйственной деятельности гласит: “Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня” [2]. Управление рисками - это та часть деятельности руководителей фирмы (управле ...