Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней. Поступления налогов в федеральном бюджете РФ в 2002 году составили 2.328 трлн. руб., что на 4 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. Больше всего – 22,9% от всех налоговых поступлений – в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%). По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится всех поступлений в консолидированном бюджете. Российской системе государственных доходов, переживающей в 90-х гг. трудности трансформационных преобразований присущи особые тенденции становления и развития в переходный период. Система публичных финансов России основывается как на традиционных принципах и методах формирования бюджетных доходов, так и на рыночно ориентированных налоговых элементах, используемых в экономически развитых государствах. Механизм реализации принципов её функционирования определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой). В Налоговом Кодексе РФ сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России: 1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком. 2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества. 3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев. 4) Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство и налоговую систему РФ. 5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика. С одной стороны сделан фундаментальный вклад в развитие российской налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе России трудно развиваться в русле мобильных социально- рыночных отношений. [15]
Зарубежный опыт налогообложения добавленной стоимости
Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство в различные сферы экономической жизни. Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство ...
Особенности управления государственным долгом в
российских регионах
В широком смысле управление долгом региона - это процесс выработки и осуществления стратегии, направленной на привлечение через долговые операции на рынке капитала необходимых для развития региона средств, при соблюдении приемлемых уровней финансового риска и цены привлекаемых с помощью займов дене ...
Порядок исчисления акциза
При исчислении акцизов применяется следующий порядок: если подакцизный товар производится из другого подакцизного товара, используемого в качестве сырья, по которому на территории РФ уже был уплачен акциз (в том числе акциз, уплаченный таможенным органам при ввозе подакцизного товара на территорию ...