Наиболее сложной является организация налогового учета хозяйствующих субъектов, находящихся на общей системе налогообложения, отдельные виды деятельности которых подпадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. В результате обычная система налогообложения, которая уже сама по себе с введением гл. 25 НК РФ является большой проблемой для любого бухгалтера, осложняется необходимостью ведения раздельного налогового учета деятельности, облагаемой ЕНВД.
Основной проблемой в учете рассматриваемых здесь организаций является раздельное ведение учета доходов и расходов по видам деятельности, которые подпадают под систему налогообложения в виде ЕНВД и в отношении которых применяется общий
режим налогообложения.
Выше уже указывалось, что получение в рамках бухгалтерского учета информации, необходимой для заполнения декларации по налогу на прибыль, может быть осуществлено четырьмя способами:
1. введением дополнительных субсчетов, на которых будут отражаться различия между бухгалтерским и налоговым учетом;
2. введением дополнительных аналитических счетов, на которых будут отражаться различия между бухгалтерским и налоговым учетом;
3. использованием свободной номенклатуры счетов 30—39 бухгалтерского учета для отражения информации о расходах в тех аналитических разрезах, которые необходимы для заполнения налоговой декларации;
4. отражением отдельных операций на забалансовых счетах организации.
Для организации раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности организациям также придется пользоваться этими же способами. Однако так как сама система налогового учета в этой ситуации является более сложной, то использование третьего способа (свободной номенклатуры счетов 30—39 бухгалтерского учета для отражения налоговых расходов) представляется очень удобным. Поэтому здесь мы снова обратимся к данному способу, адаптировав его под раздельный учет расходов.
Для организации раздельного учета расходов необходимо ввести в систему два дополнительных счета:
• 37 «Расходы по видам деятельности, облагаемым ЕНВД»;
• 38 «Расходы, подлежащие распределению между разными режимами налогообложения».
Счет 37 предназначен для отражения информации о расходах организации, совершаемых по тем видам ее деятельности, которые подпадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. В принципе данный счет может и не выделяться, так как указанные расходы можно относить сразу на счет 36 «Бухгалтерские расходы, не учитываемые для целей налогообложения». Однако выделение указанных расходов на счете 37 позволяет получать дополнительную информацию, которая может быть полезна для нужд управления. Поэтому целесообразнее учитывать рассматриваемые расходы на отдельном счете. Кроме того, такое деление позволяет разделить системы налогообложения в рамках налогового учета: счета 30—36 относятся к общему режиму налогообложения, счет 37 — к системе налогообложения в виде ЕНВД, счет 38 — к обеим системам, счет 39 «Совокупные расходы организации» — контролирующий.
Счет 38 предназначен для учета тех расходов, которые напрямую отнести к одной из применяемых систем налогообложения не представляется возможным. К таким расходам, в частности, может относиться большинство общехозяйственных расходов. В конце отчетного (налогового) периода сумма этих расходов распределяется по разным системам налогообложения пропорционально величине доходов по видам деятельности (НК РФ, ст. 272, п. 1).
При применении счета 38 важно учитывать, что расходы, подлежащие распределению между разными режимами налогообложения:
• отражаются в налоговой декларации по налогу на прибыль по разным строкам;
• включаются в расходы по нормам, установленным гл. 25 НК РФ;
• не включаются в состав расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Так как классификацию указанных расходов удобней производить в момент их отражения в учете, чем в конце отчетного (налогового) периода, то целесообразно предусмотреть необходимые синтетические субсчета и аналитические разрезы непосредственно
Возможность использования зарубежного опыта налоговой политики в российской
практике
подоходный налоговая политика Социальная функция – одна из основных функций российского государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по предпринимаемым им усилиям. Главный смысл этой функции государства – устранение или смягчение существующей и по возможности предупреждение назревающей с ...
Понятие инвестиций и их классификация
«Инвестиции» — слово иностранного происхождения, в переводе – долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта. Наиболее распространенным, часто встречающимся являет ...
Объекты
налогообложения акцизами
Согласно Налоговому кодексу РФ, объектом обложения акцизами признаются подлежащие налогообложению определенные хозяйственные операции, совершаемые с подакцизными товарами. · Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ...