В соответствии с налоговым законодательством упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе.
Упрощенная система налогообложения, в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, распространяется на организацию в целом, а не на какой-либо отдельный вид деятельности.
При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики уплачивают единый налог, исчисленный по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период (без учета деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход).
Уплата единого налога организациями заменяет уплату (п. 2. ст. 346" НКРФ):
♦ налога на прибыль организаций;
♦ налога на имущество организаций;
♦ единого социального налога;
♦ НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).
Уплата единого налога индивидуальными предпринимателями (вменяет уплату (п. 3 ст. 346й НК РФ)
♦ налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности) ;
♦ налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) ;
♦ единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности;
♦ выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следует отметить, что ни организации, ни индивидуальные предприниматели не освобождаются от уплаты указанных налогов в случае исполнения ими обязанностей налоговых агентов. Под налоговыми агентами понимаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщиков, а также перечислению их в соответствующий бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ).
При этом налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанности:
1) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
2) иных установленных на территории Российской Федерации налогов;
3) по ведению кассовых операций, в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. №40;
4) обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Упрощенная система налогообложения может применяться как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 2 ст. 34612 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 15 млн. руб. Доход от реализации определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ и без учета НДС.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей предоставляется также право обратного перехода: можно выбрать упрощенную систему, а затем вернуться к общему режиму налогообложения, соблюдая при этом порядок перехода, установленный законом (п. 1
ст. 346" НК РФ).
При применении упрощенной системы налогообложения существует ряд ограничений, которые можно сгруппировать по видам деятельности и отдельным ее показателям.
Понятие финансового состояния и методы его оценки
В науке существует масса определений, что же такое финансовое состояние предприятия. К примеру, Н.П.Любушин определяет финансовое состояние организации как ее способность финансировать свою деятельность [5, c.8]. В рамках данного определения финансовое состояние характеризуется обеспеченностью пред ...
Валютный курс и реформа внешнеторговой политики
Валютный курс является важным фактором, воздействующим на объемы и структуру экспорта и импорта. Поэтому политика валютного курса может быть эффективным инструментом внешнеторговой политики и, следовательно, структурных преобразований в экономике, стимулирования экономического роста посредством раз ...
Сравнительный анализ
методов оценки эффективности фискальной политики
В рамках класса алгебраических методов возможны два подхода к расчету эффективности фискальной системы с помощью точек Лаффера. Проанализируем особенности каждого из них с тем, чтобы выбрать наиболее приемлемый для дальнейших прикладных расчетов. Как указывалось, порядок полиномиальной регрессии не ...