В англоязычной официальной, учебной и научной литературе этот процесс определяется словом budgeting, что легко можно перевести как "бюджетирование". Сравним: план и планирование. Бюджетирование есть всеобщий феномен. В некоторой мере, каждый имеет к нему отношение. Бюджет рабочего времени: бюджет семьи, бюджет валютных средств, местный бюджет и т.п. - все эти понятия имеют общий корень. Существует много сходного в процессе бюджетирования независимо от субъекта его осуществляющего. Бюджетирование есть механизм достижения определенных целей. Бюджетирование исходит из относительно фиксированной величины ресурсов, которыми могут располагать субъекты (государство, предприятие, семья). Доходы сравнительно предсказуемы, и поэтому расходы должны привязываться к их величине. Конечно, доходы можно увеличить путем увеличения объемов производства, снижения издержек или посредством займов, но в конечном счете такие возможности лимитированы.
Процесс принятия решений в области бюджета, или бюджетирование может быть лучше понят с помощью теории комплексных систем. Последняя исследует организации, индивидуумов ценности, которым они следуют, и взаимоотношения между организациями и ценностями. Краеугольным камнем данной теории является положение о том, что в комплексе организаций не может быть одинаковых с равными правами в части принятия решений, В распределении бюджетных ассигнований руководитель, напри мер, больницы не может иметь одинаковых прав с руководителем регионального органа управления здравоохранением. И, соответственно, министр здравоохранения, в компетенцию которого входит решение проблем обеспечения здоровья нации, должен иметь соответствующие права в распоряжении государственными ассигнованиями. Каждый из участников принятия решения должен учитывать решение, принятое вышестоящей инстанцией.
Вторым признаком системы является то, что любое изменение в одной из частей влечет изменения в других. Любая бюджетная реформа влияет на всех участников получения бюджетных назначений. Расширение прав получателей государственных ассигнований распространяется на все учреждения и организации входящие в данную систему. Непременным атрибутом ассоциативного восприятия слова "бюджет" являются рубли, доллары или другие денежные единицы а также властные органы, собирающие и распределяющие эти рубли или доллары. За пределами этого восприятия, как правило, остается вопрос об ответственности. Ответственность не может быть с достаточной степенью компетентности оценена и определена без учета того, какой информационной базой пользовались при принятии решений. Поэтому политическая оценка деятельности принимающих решения в области государственных финансов должна учитывать данный уровень финансового планирования и используемую при этом информацию.
Не может быть корректно оценена деятельность правительства, в период полномочий которого бюджетный дефицит возрос от 1 до 100 млн. рублей без учета того обстоятельства, что при планировании ежегодных бюджетов оно в силу объективных причин не могло предвидеть значительного опережающего роста расходов над доходами в силу внутриполитических, внешних и экономических факторов.
Отсюда понятно значение для бюджетирования последнего из основных принципов теории комплексных систем, заключающегося в значении информации для функционирования как системы в целом, так и входящих в нее структурных элементов.
Посредством бюджетирования может быть реализована ответственность правительства за свою финансовую деятельность и одновременно определены меры по контролю за ней. Ответственность правительства перед населением в странах, где президент является главой исполнительной власти, может быть реализована через механизм ответственности правительства перед законодательным органом власти. Можно утверждать, что бюджетирование есть решающий компонент в системе контроля законодательной власти над исполнительной. Внутри же исполнительных органов оно служит важнейшим элементом ответственности правительства перед президентом.
Государственная система бюджетирования - это система выбора целей и методов. Комплекс каналов, по которым функционирует необходимая для этого процесса информация, постоянно изменяется. Комплекс разнообразных процессов политического и экономического характера интегрирован в систему бюджетирования Осуществляемый в процессе бюджетирования выбор между целями и задачами есть политический выбор, заключающийся в распределении ресурсов между частным и государственными секторами, а внутри госсектора в принятии решений о распределении их на справедливой и нередко альтернативной основе.
Организационно-экономическая характеристика
деятельности предприятия
В России в настоящее время более 150 производителей кабельно-проводниковой продукции. Около 95% производимой в России продукции приходит на 42 предприятия – членов Ассоциации «Электрокабель». Доля ОАО «Завод «Чувашкабель» в объеме производства России кабельных изделий по весу меди – около 0,8%. ОАО ...
Пути развития системы НДС в России
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом экономики рыночного типа. В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений, при которых современная модель налоговой системы сочетает признаки либеральной и социально ориентированной модели. Глобализация мирохозяйст ...
Порядок расчета и уплаты единого налога на вмененный доход
Порядок исчисления и уплаты ЕНВД определен в главе 26.3 Налогового кодекса. Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной з ...