Экономический кризис внес свои серьезные коррективы в структуру российского лизингового рынка.
В 2008-2009 гг. активность российских лизинговых компаний, с одной стороны значительно уменьшилась по сравнению с прошлым годом, что привело к серьезному ухудшению основных показателей лизинговых компаний. Лизинговые компании столкнулись с серьезной нехваткой денежных средств для финансирования собственных сделок. Банки, как основной источник финансирования для лизингодателей, сильно подняли процентные ставки, некоторые вообще отказались от предоставления кредитов. А объемы собственных средств лизинговых компаний оказались недостаточными для ведения активной деятельности.
С другой стороны кризис затронул и лизингополучателей, которым все труднее становилось платить лизинговые платежи. Как итог, возникновение просрочек и задолженностей перед лизингодателями. Все это привело к тому, что лизинговые компании практически приостановили свою деятельность, заключая новые сделки только с постоянными и проверенными клиентами.
Но, можно отметить и положительные моменты: продолжился рост количества заключенных сделок на 16,59% и составил 5249 (рис.2).[12]
Рисунок 2 – Изменение основных показателей рынка лизинга в 2009 году
Кризис оказал значительное влияние на структуру рынка лизинга. На первый план вышли те сегменты, где работают лизинговые компании, которые, так или иначе, поддерживаются государством. Самым крупным сегментом по объему сделок стал сегмент сельскохозяйственной техники и племенного скота. Данный сегмент невозможно рассматривать в отрыве от компании «Росагролизинг», на чью долю приходится примерно 99% от общего объема и количества сделок, которая является одним из главных инструментов государства по поддержке агропромышленного комплекса России.[13]
Такое положение позволяет компании не иметь проблем с финансированием и осуществлять свою деятельность в полном объеме, который за 2009 год составил 26500,10 млн. рублей, что на 60,88% выше показателя за 2008 год. Таким образом, отчетливо видно, что в условиях нехватки денежных средств, на первый план вышли те сегменты рынка, которые поддерживаются государством (рис.3).[14]
Рисунок 3 – Структура рынка лизинга по объему сделок в 2009 году
Начиная с 2001 г., в лизинговой деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2001 г. № 404 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе» произошли серьезные изменения. Приоритетность государства как субъекта агролизинга определена высокой степенью зависимости продовольственной безопасности страны от конкурентоспособности российского сельского хозяйства.
С этой целью за счет бюджетных средств была образована государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Росагролизинг», которое с 2002 года, после принятия изменений и дополнений к Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» работает над созданием новой национальной системы аграрного лизинга. Если ранее финансовые средства из федерального бюджета, предназначенные для агролизинга, поступали на бюджетный счет Минсельхоза РФ, то теперь они направляются непосредственно в уставный капитал ОАО «Росагролизинг».
Опыт работы показал, что благодаря государственной поддержке агрокомплекса страны посредством лизинга хозяйства с низкой платежеспособностью имеют единственную возможность покупать дорогостоящую технику и оборудование с рассрочкой на четыре-пять лет и приобретать на возвратной основе запасные части и другие ресурсы сезонного производства.
«Росагролизинг» подтверждают эффективность и востребованность лизинга в АПК и прогнозируют, что в 2010 году увеличение спроса на лизинговые услуги продолжится. Этому немало способствует и то, что с января 2009 года, в соответствии с антикризисным планом Правительства РФ, в ОАО «Росаголизинг» вступили в силу новые условия лизинга для сельхозтехники отечественного производства. Срок договора лизинга теперь увеличен до 15 лет, при этом авансовый платеж не требуется. Первый платеж должен производиться через 12 месяцев после передачи в лизинг. Второй платеж - через 18 месяцев. Эти условия действуют не зависимо от региона для любого сельхозтоваропроизводителя, желающего получить отечественную технику через компанию.[15]
Новые условия стали более доступными и льготными, поэтому заявок поступает намного больше. За 2009 год по заявкам сельхозтоваропроизводителей Росагролизинг произвел закупку 15 320 ед. техники на общую сумму 22,8 млрд. рублей.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей в бюджет
Все налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по нему, а также независимо от особенностей исчисления и уплаты этого налога должны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своег ...
Фонд социального страхования РФ
Указом президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется – ФСС РФ) управляет средствами государстве ...
Характеристика
налогов взимаемых с юридических лиц
Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Рос ...