Со второй половины 90-х годов XX в. до 2005 г. налоговая политика в Украине была направлена на снижение уровня налогообложения. При этом изменения в налоговом законодательстве базировались на соображениях о том, что любая либеральная налоговая реформа является залогом улучшения динамики экономического развития государства. Происходили снижение ставок налогов, корректировка механизмов их взимания, отмена отдельных налоговых платежей, а также масштабное предоставление налоговых льгот отраслевой и территориальной направленности. Первые успешные фискальные трансформации (в частности, снижение ставок НДС и налога на прибыль) добавляли аргументов лоббистам при инициировании преференций в налогообложении, а макроэкономическая стабилизация (а затем - рост ВВП) позволила сторонникам "всесильности" рыночного саморегулирования реализовать ряд фискальных экспериментов, особенно не заботясь о вопросах их научного обоснования. Зачем же углубляться в теорию и проводить сложные математические расчеты, если подобные реформы уже были в целом удачно апробированы странами-соседями, а весь мир увлекся идеями налоговой либерализации?
В 2005 г., когда стало очевидно, что немало из осуществленных в спешке налоговых трансформаций искажают конкурентную среду хозяйствования, приводят к значительным фискальным потерям и не решают при этом макроэкономических задач, были пересмотрены ориентиры налоговой политики. Основными целями фискальной реформы определялись устранение всех диспропорций в налогообложении и первоочередное направление дополнительно привлеченных в бюджет денежных средств на финансирование социальных расходов. Произошли преждевременная отмена территориальных и большинства отраслевых налоговых льгот, а также корректировка механизмов взимания НДС (усложнение процедуры его возмещения) и налога на прибыль (расширение состава валовых расходов), делались попытки повысить эффективность налогового контроля, резко увеличивались заработная плата работников бюджетной сферы, пенсии и другие социальные выплаты. Однако такое радикальное "восстановление справедливости" дезориентировало большинство субъектов рынка, привело к снижению темпов роста ВВП и к сокращению инвестиций, повлекло за собой значительный рост объемов импорта и в очередной раз пошатнуло доверие граждан к государству как к инициатору прогрессивных социально-экономических сдвигов в интересах всего общества.
Если раньше популяризировались все налоговые инициативы в отношении направления дополнительных финансовых ресурсов в реальный сектор экономики и бюджетное финансирование лишь безотлагательных (минимальных) социальных расходов, то с 2005 г. произошли существенное усиление роли перераспределительных процессов и расширение социальной составляющей функционирования государства.
Иначе говоря, сначала налоговая политика "поспособствовала консервированию" неоптимальной социально-экономической системы, а позднее, не учитывая потребность в структурных реформах, превратилась в инструмент построения "социального чуда" в условиях импортоориентированной экономики. И даже частичный отход от социального популизма, произошедший в 2006-2007 гг. и сопровождавшийся возвратом к предыдущей практике принятия фискальных решений, не стал толчком для разработки новой, научно обоснованной, модели налоговой политики. Из двух крайностей - рынка "на службе" у состоятельных слоев общества и "воздушных замков" немедленного достижения социальной справедливости - была выбрана вторая.
Особенно опасными мы считаем попытки "раздуть" социальные расходы бюджета в 2009 г. (во время экономического кризиса). При этом угрозу для Украины составляли уже попытки пополнения финансовых ресурсов государства путем увеличения налоговой нагрузки (в частности, одномоментного в несколько раз повышения ставок акцизного сбора, налога с владельцев транспортных средств и единого налога, а также введения ввозной пошлины по достаточно высокой ставке -13%) и усиления давления на налогоплательщиков со стороны фискальных органов (в частности, "просьб" о переплатах). Такие инициативы не только не имеют ничего общего с содействием детенизации экономических отношений, но и могут спровоцировать, например, новый виток обострения кризиса за счет уменьшения объемов легального производства подакцизных товаров и увеличения оборота контрабандной продукции, "торговых войн" со странами - потребителями украинского экспорта, сокращения оборотных средств действующих предприятий.
Роль и задачи Казначейства в реализации функции распорядителя
государственных средств
Казначейство – это финансовый орган, на который ложатся функции по кассовому исполнению государственного бюджета Украины. Действующая схема исполнения государственного бюджета не обеспечивала системного контроля как за прохождением государственных ресурсов через коммерческие банки, так и за использ ...
Анализ финансово-экономической деятельности
Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. Спортивная школа, как правило, создается в виде образовательного учреждения дополнительного образования детей и в этом сл ...
Нормативно-правовая
база формирования финансовых ресурсов Красноярского края
Доходы бюджета формируются в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и законами края "О налоге на имущество организаций", "О транспортном налоге" и другими налоговыми законами. На размеры поступлений в доходную часть бюджета (в части упущенных доходов вследствие предоставления разл ...