В современных условиях налоговое планирование является наиболее актуальным направлением в деятельности финансовых служб предприятий и индивидуальных предпринимателей, так как по средствам него можно значительно снизить расходы по налоговым платежам в бюджет. Налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов, пеней в пользу государства. Таким образом, налоговое планирование - это эффективное управление собственными финансовыми ресурсами без привлечения заемного капитала за счет оптимизации налогооблагаемой базы с применением законодательно допустимой возможности уменьшения налоговых обязательств. При этом существует множество различных методов налоговой оптимизации, основными из которых являются:
1) метод замены отношений;
2) метод разделения отношений;
3) метод отсрочки налогового платежа;
4) метод прямого сокращения объекта налогообложения;
5) метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту;
6) метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей;
7) метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;
8) метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения;
9) метод оффшора.
Стоит отметить, что основным элементом как налоговой оптимизации, так и налогового планирования в целом, является расчет налоговой нагрузки и определение ее оптимального значения. Налоговая нагрузка как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы, с показателями его деятельности.
Проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия - это один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов.
В настоящее время существует несколько методик расчета величины налоговой нагрузки для предприятия, из которых основными признаются:
1) Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ;
2) Методика М.Н. Крейниной;
3) Методика М.И. Литвина;
4) Методика Е.А. Кировой;
5) Методика А. Кадушина и Н. Михайловой;
6) Методика Т.К. Островенко.
Основная идея каждой методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства и по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Также каждая из методик учитывает влияние изменений количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта. В этом и проявляется практическая ценность каждой методики.
На вопрос какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка единый ответ еще не найден. Если налоговая нагрузка больше 20%, то у предприятия возникает потребность налогового планирования, а если меньше 20%, то все нормально, если превышает 60%, то нужна смена налоговой юрисдикции или смена деятельности.
Для того чтобы раскрыть цель курсовой работы, мною была рассчитана величина налоговой нагрузки ОАО "Востокэнергомонтаж" с использованием вышеперечисленных методик и сделаны соответствующие выводы.
Итак, величина налоговой нагрузки ОАО "Востокэнергомонтаж", рассчитанная по методике Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ составила 10 %. Так, как величина налоговой нагрузки меньше 20%, предприятию рекомендованы лишь разовые услуги налоговых консультантов, обеспечение четкого ведения бухгалтерского учета и использование всех установленных законодательством для данного предприятия льгот. Таким образом, необходимо искать другие пути совершенствования деятельности предприятия, не связанные с налоговым планированием и оптимизацией. Например, поиск и внедрение энергосберегающих технологий на имеющемся оборудовании, более продуманная работа с дебиторской задолженностью, поиск более дешевых поставщиков и т.п.
История возникновения
налога на прибыль
Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку они представляют собой главный метод мобилизации доходов во все звенья бюджетной с ...
Органы управления финансами
Управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент РФ. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его выполнении. Важнейшими финансовыми органа ...
Направления управления дебиторской задолженностью
Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по ...