где НН - налоговая нагрузка на организацию;
НП - общая сумма всех уплаченных налогов;
В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ВД - внереализационные доходы.
Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик [1].
Согласно методике М.Н. Крейниной, происходит сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, - чистая прибыль предприятия. Таким образом определяется тяжесть налогового бремени, которая показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Основные положения данного подхода следующие:
1) акцизы и НДС не принимаются к рассмотрению как налоги, влияющие на величину прибыли предприятия.
2) при оценке налоговой нагрузки по косвенным налогам (НДС и акцизам) нужно их соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса.
3) сумму налогов следует соотносить с источниками уплаты.
4) общим знаменателем, к которому приводятся все налоги, является прибыль предприятия.
Предлагается исходить из ситуации, когда предприятия вообще не платят налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной [4, с.486].
Налоговое бремя М.Н. Крейнина предлагает рассчитывать по формуле:
где НН - налоговая нагрузка на организацию;
В - сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг), за исключением непрямых налогов;
Р - расходы на производство реализованной продукции (работ, услуг), за исключением непрямых налогов;
ЧП - чистая прибыль, остающаяся в распоряжении субъекта хозяйствования после уплаты налогов.
Однако из приведенной формулы непонятно, что именно включается в состав расходов на производство реализованной продукции (работ, услуг). Если этот показатель базируется на данных бухгалтерского учета, то расходы, не входящие в производственную себестоимость продукции (например, административные и сбытовые расходы), попадут в числитель формулы и таким образом исказят тенденцию влияния налоговых платежей на прибыль предприятия. Если же показатель расходов на производство продукции включает в себя полную сумму издержек, в том числе административные, сбытовые и прочие расходы, то в него попадут также прямые налоги, за исключением налога на прибыль. В результате в расчете показателя налогового бремени будут учитываться только непрямые налоги и налог на прибыль, а это некорректно.
Таким образом, при использовании данной методики следует учитывать, что в показатель расходов на производство продукции должны включаться все расходы, включая административные, сбытовые и прочие, за исключением сумм налоговых платежей.
В этом случае формулу (2) можно представить следующим образом:
где Нобщ - общая сумма налогов.
Стоит отметить, что данная модель явно недооценивает влияние косвенных налогов (НДС, акцизов и таможенных платежей) и предлагает в качестве базы для расчета налогового бремени показатель чистой прибыли, что на практике явно будет приводить к необоснованно завышенному значению величины налоговой нагрузки [4, с.487].
Иной подход определения налоговой нагрузки предложен М.И. Литвиным; согласно этому подходу понятие налоговая нагрузка включает:
1) количество налоговых платежей;
2) структуру платежей;
Проблемы становления и развития кредитной кооперации
Деятельность кредитного кооператива требует серьезного отношения к управлению организацией, но вместе с этим возникают различные сложности в этом управлении. Далее рассмотрим основные направления возникновения проблем в деятельности кредитных кооперативов. Слабость управленческого звена. Сберегател ...
Стратегия и тактика налоговой политики
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служ ...
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей в бюджет
Все налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по нему, а также независимо от особенностей исчисления и уплаты этого налога должны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своег ...