Сумма и порядок уплаты налогов во многом зависят от выбранных налогоплательщиком способов учета и налогообложения. Поэтому следует обратить внимание на учетную политику, которая определяется организацией, как известно, до начала календарного года.
Учетная политика предприятия - один из элементов налоговой оптимизации. Проработка приказа об учетной политике позволит выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения налогообложения.
Примером использования данного метода следует считать установление в приказе об учетной политике в целях налогообложения метода признания дохода в целях налогообложения.
НК РФ предполагает возможность применения 2 методов признания доходов в целях налогообложения - кассовый и по начислению ("по оплате" и "по отгрузке").
Кассовый метод согласно п.1 ст.273 НК РФ имеют право применять организации, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в среднем не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.
При установлении метода признания доходов в целях налогообложения следует понимать, что метод начисления и кассовый метод применяются в главе 25 НК РФ лишь в целях исчисления налога на прибыль, для НДС может применяться только один (независимый от налога на прибыль) метод - "по отгрузке" (действует с 01.01.2006 г.).
Прежде чем установить в учетной политике один из этих методов рекомендуется провести сравнительный анализ их применения на данном предприятии.
Другим примером использования метода создания оптимальной учетной политики является создание резерва по сомнительным долгам.
При формировании учетной политики организации следует решить, будут ли создаваться резервы по сомнительным долгам. Создание указанного резерва позволит значительно снизить налоговую нагрузку на предприятие в случае неплатежей контрагентов за поставленную продукцию.
Данный резерв создается в соответствии с п.1 ст.266 НК РФ и предусмотрен только для предприятий, использующих метод начислений при учете доходов.
Согласно п.1 ст.266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком при наличии двух условий:
1) задолженность не погашена в сроки, установленные договором;
2) задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
При появлении такой задолженности предприятие вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Данные резервы носят целевой характер - создаются с целью покрытия убытков по безнадежным долгам [14].
Основывается на грамотном применении максимального спектра льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством. Данный метод является один из самых эффективных инструментов налоговой оптимизации.
В соответствии со ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Иначе говоря, налоговая льгота - это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.
Можно выделить четыре группы налоговых льгот:
1) предоставляемые отдельным субъектам - освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц, "налоговые каникулы", вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика и т.п.;
2) предоставляемые по объекту - изъятия, скидки;
3) по ставкам - понижение ставки;
4) по срокам уплаты - более поздние сроки уплаты, налоговый кредит.
При этом необходимо учитывать, что первая группа льгот предоставляется только некоторым субъектам из всего перечня налогоплательщиков. Способ предоставления этих льгот может быть различным, включая изъятие, понижение ставок, установление позднего срока уплаты и др. для этих налогоплательщиков.
Оставшиеся три вида налоговых льгот за исключением случаев, когда они предоставляются отдельным субъектам, распространяются на всех налогоплательщиков на равных условиях. Так, например, все плательщики НДС, реализующие продукты питания, предусмотренные законодательством, будут применять пониженную ставку налога - 10%.
Стоит отметить, что в первую очередь многие льготы позволяют достичь максимального экономического эффекта
Также необходимо учитывать, что в соответствии с п.2 ст.56 НК РФ использование льгот является правом налогоплательщика. То есть, в тех случаях, когда в силу экономических причин применение льготного механизма не желательно (налоговые механизмы в некоторых случаях достаточно взаимосвязаны и могут оказать существенное влияние на взаимоотношения с партнерами), предприятие вправе не пользоваться льготой.
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым с ...
Планирование и прогнозирование как неотъемлемые элементы управления
налоговой системой
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и ...
Методические основы оценки финансового состояния
предприятия
Переход к рыночной экономике, организация производства с различными формами собственности и хозяйствования потребовали более тщательного и системного (комплексного) подхода к анализу финансового состояния предприятия. Финансовый анализ предприятия включает анализ: финансовой устойчивости; ликвиднос ...