В настоящее время единый социальный налог взимается по регрессивной шкале ставок, причем действующие пороги регрессии не индексировались с момента их введения. В связи с этим эффективная ставка единого социального налога (отношение фактических совокупных поступлений ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет расширенного правительства к налоговой базе, которой является начисленная зарплата и прочие виды выплат), начиная с 2006 года снижается темпами, составляющими около 1 процентного пункта в год. По оценкам, величина эффективной ставки налога в 2005 году составила 24,5%, а в отсутствие индексации порогов регрессии по итогам 2009 года может снизиться до 20,2%. Для предотвращения падения эффективной налоговой ставки единого социального налога в среднесрочной перспективе необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании налогообложения фонда оплаты труда в увязке с принятием решений по реформе пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования. Также по мере принятия соответствующих решений по налогу на прибыль организаций будут приняты решения об освобождении от налогообложения налогом на доходы на физических лиц и единым социальным налогом материальной выгоды, возникающей в связи с оплатой среднего и высшего профессионального образования сотрудников, и прочих выгод, рассматриваемых ниже при обсуждении налога на прибыль организаций.
Акцизы [19, С 28]
В части налогообложения акцизами в 2009 году и плановом периоде 2010 и 2011 годов планируется проведение следующей политики в части, не предусмотренной «Основными направлениями налоговой политики на 2008 – 2010 годы»:
– Будут уточнены нормы, регулирующие порядок применения вычетов по подакцизному сырью, в том числе при возврате подакцизных товаров или их утрате.
– В 2008 году введен в действие технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» В этой связи в Налоговый кодекс будут внесены изменения, предусматривающие дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо с целью установления более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное моторное топливо. Дифференциация ставок акцизов будет производиться при соблюдении условия об отсутствии потерь бюджетов бюджетной системы в результате такой дифференциации по сравнению с вариантом индексации акцизов без дифференциации (этот вариант подразумевает отсутствие индексации акцизов на нефтепродукты в 2009 и 2010 годах и ежегодное осуществление такой индексации, начиная с 2011 года).
При этом предполагается, что будут установлены три ставки акциза:
а) на прямогонный бензин, а также на автомобильный бензин и дизельное топливо, не соответствующее классам 3 – 5;
б) на автомобильный бензин и дизельное топливо класса 3;
в) на автомобильный бензин и дизельное топливо класса 4 и 5.
В 2011 году продолжится индексация специфических ставок акцизов на табачные изделия на 20 процентов по отношению к уровню 2010 года, а адвалорной ставки – на 0,5 процентных пункта. Индексацию прочих специфических ставок акцизов (за исключением акцизов на моторное топливо) предполагается осуществлять пропорционально прогнозируемым темпам роста потребительских цен. При этом с учетом превышения уровня прогнозируемого индекса потребительских цен в 2009 – 2010 годах над прогнозом, использовавшимся при подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2008 – 2010 годы, предполагается осуществить соответствующую корректировку специфических ставок акцизов и на 2009 – 2010 годы. В совокупности ставки акцизов будут проиндексированы ежегодно на 10%.
В соответствии с принятыми решениями индексация ставок акцизов на нефтепродукты на 2009 и 2010 годы в соответствии с прогнозируемой инфляцией не производится. Однако уже начиная с 2011 года предполагается осуществлять индексацию ставок акцизов в части нефтепродуктов темпами, соответствующими темпам ежегодной инфляции.
Налог на прибыль организаций
[17, С 43-44]
В ходе анализа правоприменительной практики возникает все больше вопросов, связанных с недостатками законодательного регулирования отдельных аспектов применения налога на прибыль организаций. Эти вопросы также должны быть решены в ближайшее время в ходе работы по совершенствованию налогового законодательства.
В рамках проведения амортизационной политики, направленной на создание стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства, в последние годы был принят целый ряд решений как общего характера (введение амортизационной премии), так и частного характера (ускоренная амортизация основных фондов, используемых исключительно для научно-исследовательской деятельности). Создание дальнейших стимулов в этой области возможно путем изменения состава амортизационных групп таким образом, чтобы сократить сроки полезного использования отдельных видов амортизируемых основных средств. Принятие такого решения находится в компетенции Правительства Российской Федерации.
Налоговые вычеты
1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. 2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные ...
Сущность, содержание и типы налоговой политики
Налоговая политика – представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования экономики, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера, поставленных в данный момент макроэкономических задач [5, С. 168]. Рыночная экономика вовсе не означает, ...
Основные показатели эффективности инвестиционного проекта
Любой инвестиционный проект начинается с бизнес-плана, который подробно описывает технологическую и организационную сторону проведения проекта, механизм генерирования доходов, рассматривает систему внутренних и внешних факторов, влияющих на прибыльность проекта. В нем также дается заключение об эфф ...