Финансы и экономика » Налоговая политика России на современном этапе » Сущность, содержание и типы налоговой политики

Сущность, содержание и типы налоговой политики

Страница 1

Налоговая политика – представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования экономики, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера, поставленных в данный момент макроэкономических задач [5, С. 168].

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Наоборот, в условиях рыночного хозяйствования усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. По мнению экономиста А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Она влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др.

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы [20, С. 132]:

– общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;

– уровень инфляции;

– кредитно-денежная политика государства;

– соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и частным сектором.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как лишь она обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования. В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой.

В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

В научных трудах экономистов рассматриваются три типа налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени [24, С. 108]:

– высокий уровень налогообложения;

– низкое налоговое бремя;

– достаточно существенный уровень налогообложения.

Естественно, тип налоговой политики зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством.

При проведении политики первого типа происходит рост налогового бремени как посредством введения новых налогов, так и путем увеличения ставок и облагаемой базы действующих налогов. Это, несомненно, в последующем приводит к снижению объемов производства, применению легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие – снижение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Этот тин налоговой политики учитывает временные потребности государства в денежных ресурсах, но не будет способствовать экономическому росту страны в течение длительного периода.

Второй тип политики характеризуется тем, что максимально учитываются не только фискальные интересы государства, но и налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на хозяйствующие субъекты снижено, величина прибыли, остающейся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возможность расширять производство и увеличивать выплаты работникам. Но в то же время налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из-за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Условия договора франчайзинга
Самый первый вопрос, который волнует начинающих предпринимателей — это как удержаться «на плаву» на начальном этапе развития собственного бизнеса. С какими только проблемами не сталкиваются российские предприниматели: отсутствие стартового капитала, сложности с получением приемлемых кредитов, недос ...

Порядок и условия начала и прекращения применения УСН
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарн ...

Динамика валютного курса РК за 2008 – 2009 год
С конца сентября 2007 года по 25 марта 2008 года курс тенге/доллар практически перестал меняться, колеблясь в узком диапазоне 120,30–120,97 тенге за доллар. В то же время тенге неуклонно падало все это время по отношению к евро и рублю. К 25 марта 2008 года официальный курс доллара составил уже 120 ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru