Налог на имущество физических лиц введен в Российской Федерации с 1 января 1992 года Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 ¹ 2003-1. За все время действия этого Закона в него были внесены шесть изменений и дополнений(последние изменения были внесены Федеральным Законом от 24.07.2004 ¹ 122-ФЗ). Налоги на имущество физических лиц относятся к группе личных налогов и взимаются непосредственно с собственника имущества, которое является объектом налогообложения и зарегистрировано в соответствующих органах. Плательщиками налога признаются собственники имущества независимо от того, эксплуатируют они это имущество или нет.
Если имущество принадлежит нескольким физическим лицам и определена доля собственности в этом имуществе для каждого(общая долевая собственность), то налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если имущество находится в собственности физического лица и предприятия, то плательщиком этого налога будет являться физическое лицо соразмерно своей доле в этом имуществе. В случае нахождения имущества в собственности нескольких физических лиц без определения их доли в этом имуществе (общая совместная собственность) плательщиком налога будут являться все эти лица в равных долях. Если между собственниками будет заключено соглашение, то налогоплательщиком будет то физическое лицо, которое определено этим соглашением. В случае, когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налога на имущество, исчисление его может быть произведено не более чем за три года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения налогом. По истечении установленных сроков уплаты налога, невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Кроме того, согласно статье 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога взыскивается штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т. е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это строение или нежилое,используется для хозяйственных нужд или коммерческих, а также из чего оно возведено (кирпичное, блочное, из дерева и т. д.)
Сумма налога на имущество физических лиц составляет произведение обозначенной ставки и инвентаризационной стоимости,которая исчисляется налоговым органом на основании данных об инвентаризационной стоимости объектов на 1 января каждого года по месту нахождения объекта налогообложения.
Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации.
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
При определении восстановительной стоимости строений и сооружений стоимость объектов подлежит пересчету в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [43].
Для исчисления данного налога является инвентаризационная стоимость строений и помещений. Инвентаризационная стоимость определяется органами технической инвентаризации по методике, утвержденной Госстроем России. Эта стоимость представляет собой восстановительную стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Сведения об инвентаризационной стоимости органы технической инвентаризации обязаны представлять в налоговые органы не позднее 1 марта каждого года. Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Методика О.Ф. Пасько
Основные принципы методики О.Ф. Пасько заключаются в следующем: 1) в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, то есть сумма начисленных платежей. Это связано с тем, что определение налоговой нагрузки по сумме уплаченных налогов, ка ...
Динамика кредитных вкладов в экономику Украины
Используя оперативные данные Национального банка Украины можно увидеть следующую динамику выдачи кредитов в экономику Украины Как видно их диаграммы, существует тенденция к росту кредитных вкладов банковских учреждений в экономику Украины. В 1991 году общая сумма кредитов составляла 1млн.грн, в 199 ...
Анализ налоговой системы РФ
Рассмотрим динамику доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах. Таблица 1.Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей) Год/ налоговые доходы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 3135,8 3735,2 4942,1 7058,4 8680,8 10656,7 Темп при ...