По определению, сумма всех государственных расходов должна равняться сумме всех государственных доходов. Такое равновесие есть баланс бюджета. Превышение одного из показателей приводит к разбалансированности бюджета. Когда доходы бюджета превышают его расходы - это называется профицитом, обратное соотношение расходной и доходной частей принято обозначать как дефицит бюджета.
Каждое из трех перечисленных "состояний" государственного бюджета по-разному сказывается на экономике. Основная проблема состоит в том. что между бюджетной политикой, бюджетом и экономикой существуют как прямые так и обратные связи. Размер уровень государственных доходов и расходов меняется не только в зависимости от соответствующих мер собственно бюджетной политики, но и под влиянием изменений в уровне экономической активности. Так, например, поступления в бюджет могут расти как в результате повышения ставок налогообложения, так и чисто автоматически - в результате роста экономической активности и доходов субъектов хозяйствования и населения. Если предположить, что основная часть расходов есть величина заданная, тогда как основная доля бюджетных поступлений зависит от уровня повышенной активности, то можно установить простое соотношение между дефицитом и доходами. Экономическая активность воздействует и на расходы, например, оживление экономической конъюнктуры приводит к увеличению числа занятых в производстве, и, значит, сокращаются расходы по выплате пособий по безработице.
Если в экономике наблюдается рост доходов, поступления в бюджет будут увеличиваться быстрее, чем расходы и дефицит бюджета будет сокращаться или, более того, может образоваться профицит бюджета. Вплоть до начала XXв. теория финансов не допускала возможностей превышения государственных расходов над доходами государства. Однако Первая, а затем Вторая мировые войны поставили многие страны перед необходимостью изыскивать дополнительные, кроме налоговых, источники доходов государства.
В настоящее время бюджетный дефицит стал хроническим явлением, присущим западным странам, а с некоторого времени и странам Восточной и Центральной Европы. Бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы. Активные государственные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках приводят к перераспределению национального дохода в пользу его непроизводительного использования.
Бюджетный дефицит приводит также к распределению ссудного капитала между странами. Так, бюджетный дефицит в США вызывает рост процентных ставок на ссудный капитал, который устремляется из Западной Европы в США. Повышение ставок ссудного процента увеличивает размеры задолженности развивающихся стран.
Интенсивный приток иностранного капитала в США, в основе которого лежит бюджетный дефицит, имеет для этого государства не только положительное, но и отрицательное значение, поскольку США превратились в одного из самых крупных должников.
Внешние займы не уменьшают потока доходов и расходов внутреннего частного сектора. Если внешний займ связан с расходованием средств за рубежом, он не окажет немедленного воздействия на внутренний спрос. Внешний займ, идущий на увеличение расходов внутри страны, имеет стимулирующее воздействие на экономику.
К внутренним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся займы у центрального банка, коммерческих банков и небанковского сектора.
Анализ финансовых результатов деятельности организации
Составим таблицу динамики показателей прибыли, используя форму №2 Бухгалтерской отчетности ОАО «РЖД» за 2009г [6]. Единица измерения - тыс.руб. Таблица 4. Динамика показателей прибыли ОАО «РЖД» Показатели Отчетный период Аналогичный период предыд. года Изменение показателя Отчетный период к предыд. ...
Источники муниципального права
Систему источников муниципального права составляют: · 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации: · Конституция Российской Федерации; · федеральные законы, среди которых основными в настоящее время являются: · Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Р ...
Совершенствование налоговых систем Японии и России
Япония начинает радикально менять методы экономической политики. Экономическая стратегия, направленная на завоевание мирового лидерства и строившаяся на сочетании защиты внутреннего рынка и внешней экспансии, выполнила свои задачи и устарела. Японии все труднее конкурировать с США и Западной Европо ...