За девять месяцев 2010 года в бюджет было перечислено свыше 480 миллиардов тенге в виде таможенных платежей и налогов, что на 14% больше чем за аналогичный период 2009 года. Исполнение прогнозного задания, доведенного в размере 442,5 миллиардов тенге, составило 110,1%.За девять месяцев 2010 года доля поступлений таможенных платежей и налогов республиканского бюджета составила 34,5%, государственного бюджета с учетом поступлений в Национальный фонд – 13,3%.Это, прежде всего, было обусловлено отменой таможенного оформления с первого июля в рамках Таможенного союза в соответствии с рисунком 3.
Рисунок 3 Поступление налогов и платежей в государственный бюджет в 2010 г.
Формирование доходной части республиканского бюджета в 2009 году происходило в условиях спада в стране деловой и потребительской активности. Кроме того, 2009 год стал первым годом реализации норм нового Налогового кодекса, в соответствии с которым ставки основных видов налогов были снижены .
Уточненный бюджет по доходам исполнен на 100,4%. Не выполнен прогноз по поступлениям от продажи основного капитала (83,1%) и поступлениям трансфертов (93,6%).
Снижение поступления доходов республиканского бюджета в 2009 году по сравнению с предыдущим годом составило 538,4 млрд.тенге, или 16,2%. Основным фактором спада стало уменьшение на 620,4 млрд.тенге, или на 30% объема собираемых налогов, на что в определенной степени повлияло уменьшение их ставок. В частности, из-за снижения ставки корпоративного подоходного налога (КПН) с 30% до 20% в бюджет поступило КПН на 177,9 млрд.тенге меньше, налога на добавленную стоимость (НДС) с 13% до 12% - 43 млрд.тенге. Отмена в январе 2009 года ставки таможенной пошлины на вывозимую с территории Казахстана сырую нефть привела к снижению поступлений пошлины на 257 млрд.тенге.
Прогнозные показатели по налоговым поступлениям исполнены на 105,0%, в основном за счет уточнения в сторону снижения первоначально утвержденного планового показателя. Одной из существенных проблем в налоговом администрировании является рост количества плательщиков, не уплачивающих КПН в связи с убыточностью либо отсутствием результатов финансово-хозяйственной деятельности. Их удельный вес в общем количестве зарегистрированных плательщиков КПН при сдаче деклараций в 2007 году составил 72%, в 2008 году - 74%, в 2009 году – 74,6%. Остается низким уровень взыскания в бюджет налогов, доначисленных налоговыми органами. За 2009 год в результате документальных налоговых проверок по КПН доначислено 253,7 млрд.тенге, из них в бюджет взыскано лишь 2,9%.
Поступление НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в 1,8 раза превысило плановый показатель, в республиканский бюджет перечислено 71,4 млрд.тенге. В 2009 отчетном году поступления таможенных платежей и налогов, администрируемых таможенными органами, составили 575,4 млрд.тенге (105,5%) и по сравнению с 2008 годом сократились на 38,8%. Существенное влияние оказали отмена экспортной пошлины на сырую нефть, уменьшение на 1% ставки НДС, снижение объема импорта товаров на 25%. (Рисунок 4) [46]
Рисунок 4 Поступление налогов и платежей в государственный бюджет в 2009 г.
Поступление доходов в республиканский бюджет за 2008 год на сумму 3 317,6 млрд. тенге обеспечено за счет налогов - на 2 071,4 млрд. тенге (62,4%), неналоговых поступлений - на 72,8 млрд. тенге (2,2%), доходов от продажи основного капитала - на 8,6 млрд. тенге (0,3%), поступлений трансфертов – на 1 164,8 млрд. тенге (35,1%). [46]
Сущность экономической безопасности
Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, т.е. в безопасности, - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях переходного от централи ...
Рационализация системы налогообложения
В ближайшее время будет продолжена подготовка изменений в области налоговой политики, предусмотренных для реализации в соответствующие сроки «Основными направлениями налоговой политики в 2008 – 2011 годах». Помимо этого предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных ...
Основа современной финансовой политики. Финансовый механизм
Современная финансовая политика в значительной степени определяется общими и специфическими особенностями развития как отдельных стран, так и всего мира. Важнейшие из них в настоящее время следующие. 1. Повсеместное распространение существующих и потенциальных потребностей людей. Формирование и реа ...