3 этап.
Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. В тот период существовало 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно было совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства.
В июле 2001 года был подписан Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), который введен в действие с 1 января 2002 года. При этом сохранилась экономическая основа, заложенная в Законе Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".[8]
Налоговый кодекс – единый кодифицированный документ, включивший в себя все положения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен ограниченный перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы Казахстана.
Следует отметить, что разработка Налогового кодекса велась в тесном сотрудничестве с экспертами МВФ, ЮСАИД, МЦНИ и других международных организаций. Проводимые международными организациями экспертизы в период написания Налогового кодекса максимально приблизили документ к международной модели и международным принципам налогообложения.[9]
В то же время ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана, был гармонично отражен в Налоговом кодексе. В нем предусмотрено 9 видов налогов и 9 платежей, а также 12 видов сборов, носящих разовый характер, уплата которых производится в случае совершения государственными органами юридически значимых действий в интересах плательщиков. Основную долю поступления в бюджет составляют подоходные налоги (корпоративный и индивидуальный), косвенные налоги (НДС и акцизы), социальный налог, а также специальные платежи недропользователей. [10]
В этот период государство не только занималось совершенствованием налогового администрирования крупных предприятий сырьевого сектора, но и реализовывало комплексные шаги по налоговому стимулированию развития обрабатывающих секторов экономики. Так, Правительством Республики Казахстан в 1999-2001 гг. был предпринят ряд мер государственной поддержки отечественных предприятий: введена нулевая ставка НДС на товары собственного производства, до 1 января 2003 года продлены сроки уплаты налогов и штрафных санкций в отраслях машиностроения, текстильной, швейной, кожевенно-обувной, производства резиновых и пластмассовых изделий, химической промышленности сельхоз товаропроизводителям.[11]
Одна из предпосылок нормального функционирования системы налогообложения – стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи с разработкой смежных законодательных актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки.
Анализ состава,
структуры, динамики актива баланса
Анализ активов организации по данным бухгалтерского баланса целесообразно проводить в соответствии со структурой таблицы 11. Она представляет собой аналитический баланс, отражающий главные тенденции в динамике и структуре статей активов. Изучение информации осуществляется методами горизонтального ( ...
Налоговая база
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального пре ...
Понятие финансовой устойчивости
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещен ...