При подсчете страхового стража указанные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 2 ст. 13 Закона № 173).
Для настоящего времени применении названных норм на практике приводило к тому, что в тех случаях, когда имело место не перечисление или неполное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работодателем за своих работников, для работников наступали следующие негативные последствия:
- отсутствие необходимого стажа для приобретения права на трудовую пенсию (в том числе на досрочное пенсионное обеспечение в установленных законом случаях);
- занижение размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии;
- занижение суммы расчетного пенсионного капитала при его индексации в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов;
- отсутствие возможности инвестировать средства пенсионных накоплений и, как следствие, неполучение инвестиционного дохода.
Попытка оспорить указанные законоположения в Верховном суде РФ не увенчалась успехом, поскольку согласно ст. 125 Конституции РФ проверка нормативных актов отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда РФ (определение ВС РФ от 20.05.03 № ГКПИОЗ-563) [9, с. 1].
В результате появилось судебная практика по искам застрахованных лиц к страхователям с требованием обязать уплатить за них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и сдать сведения индивидуального персонифицированного учета в органы ПФР. Как правило, территориальные органы ПФР привлекались к участию в указанных спорах в качестве третьего лица. В ряде случаев суды, руководствуясь тем, что перечисление страховых взносов является обязанностью работодателя, а не работника, и принимая решение в пользу истца (конкретного застрахованного лица), обязывали страхователей уплатить начисленную сумму страховых взносов только за конкретного истца, заявившего соответствующие исковые требования. В других случаях суд выходит за пределы заявленных требований и обязывал страхователя перечислить задолженность за всех застрахованных лиц, работающих в данной организации. В связи с этим ПФР в письме от 05.08.03 № АК-09-25/8271 своим территориальным органам предписывал добиваться, чтобы суд выносил решение о понуждении уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и сдать сведения индивидуального (персонифицированного) учета не в отношении одного работника, а в отношении всех работников данной организации.
В силу изложенных причин возможны ситуации, когда бланасмежду пенсионными взносами и пенсионными выплатами в пользу работника нарушается не по его вине и работник не имеет реальных инструментов по защите своих пенсионных прав.
Таким образом, действующее законодательство фактически ставит реализацию гражданами, работающими по трудовому договору, права на трудовую пенсию в зависимость не от соблюдения ими условий, установленных законом, и выполнения обязанностей, возложенных лично на них, а от того, исполняет ли страхователь (работодатель) свою обязанность по уплате страховых взносов в ПФР надлежащим образом, т.е. своевременно и в полном объеме, а также от эффективности действий налоговых органов и страховщика – ПФР (его территориальных органов) [10, с. 3].
Пример. Доходы индивидуального предпринимателя Иванова А.А. от предпринимательской деятельности за 2006 г. составили 400000 руб., а расходы, связанные с извлечением доходов, - 320000 руб.
Налоговая база определяется как сумма доходов за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Таким образом, налоговая база составляет 80000 руб. (400000 руб. – 320000 руб.). С этой суммы и исчисляется ЕСН.
Пунктом 3 ст. 237 НК РФ установлено, что налоговая база для индивидуальных предпринимателей и адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
Вмененная система налогообложения
Специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), регламентируется главой 26.3 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 данной главы ЕНВД вводится в действие и становится обязательным к уплате на соответст ...
Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, ...
Формирование стратегии исполнения обязательств
С целью улучшения структуры обязательств в условиях дефицита денежных средств в ОАО «Концерн «Созвездие» рекомендуется разработать стратегию исполнения обязательств. Суть данной стратегии заключается в определении обязательств, которые подлежат исполнению в первоочередном порядке и просрочка которы ...