Под ставкой налога согласно ст. 53 НК РФ понимается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Шкала ставок единого социального налога, установленная ст. 241 Налогового кодекса РФ, является регрессивной. Уровень ставки налога обратно пропорционален сумме доходов, включаемых в налоговую базу. Всего ст. 241 Налогового кодекса РФ предусмотрено шесть ставок, установленных для различных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и признании утратившим силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации с 1 января 2005 года установлены новые ставки налогообложения и новый порядок их применения. Федеральным законом от 22.07.2005 № 117-ФЗ предусмотрены также отдельные ставки для налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам.
Для расчета ЕСН важно учитывать, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплату за налоговый период, в том числе исходя из соответствующей налоговой ставки. При этом большое значение имеет, какую ставку следует применять в каждой конкретной ситуации.
Налоговая ставка является одним из элементов налогообложения наряду с налоговой базой, объектом налогообложения, налоговым периодом, порядком начисления налога, порядком и сроком уплаты налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все элементы налогообложения [3, с. 76].
Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, предусмотрены четыре шкалы регрессивных ставок:
- для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающих на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в п. 2 ст. 346 Налогового кодекса РФ, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных многочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающим налог по налоговым ставкам, установленным п. 6 ст. 241 Кодекса);
- для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропро-изводителей организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Следует иметь в виду, что с 1 января 2008 года ставки, установленные для данной категории налогоплательщиков, вправе применять не все сельхоз-товаропроизводители, а только те, которые отвечают критериям, указанным в п. 2 ст. 346 Кодекса.
Так, ФНС в письме от 30.03.2005 № ГВ-6-05/239 указывала, что целей налогообложения единым социальным налогом следует применять определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, данное в Федеральном законе от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Согласно ст.1 указанного Закона «сельскохозяйственный товаропроизводитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции».
Некоторые налогоплательщики применяли понятие сельхозтоваропро-изводителей, содержащееся в ст. 1 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропро-изводителей», в соответствии с которым – это организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов [11, с. 13].
Оценка эффективности инвестиций в ценные бумаги
Оценка эффективности инвестиций в ценные бумаги является необходимой предпосылкой принятия инвестиционного решения. При этом учитываются основные характеристики инвестиций – доходность и риск. Полный доход от инвестирования в ценные бумаги складывается из текущего дохода, который получает инвестор ...
Налоговые риски
Налоговые риски, связанные с операциями по возмещению бюджетным учреждениям коммунальных затрат, произведенных ими в интересах арендаторов закрепленного за ними имущества, во многом обусловлены неоднозначностью подхода к данному вопросу специалистов Минфина России и ФНС России. Специалисты Минфина ...
Порядок исчисления акциза
При исчислении акцизов применяется следующий порядок: если подакцизный товар производится из другого подакцизного товара, используемого в качестве сырья, по которому на территории РФ уже был уплачен акциз (в том числе акциз, уплаченный таможенным органам при ввозе подакцизного товара на территорию ...