Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Не менее важное значение в организации анализа имеет методическое его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологии), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Под методами финансового анализа понимаются способы подхода к изучению изменения финансовых показателей и взаимосвязей между ними. [14, 88].
При выполнении анализа выделяются следующие этапы:
- 1 этап – уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;
- 2 этап – разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;
- 3 этап – собирается и подготавливается к анализу необходимая информация;
- 4 этап – проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.;
- 5 этап – изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия;
- 6 этап – выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;
- 7 этап – происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию [14, 88].
Выделяют следующие типы анализа:
1) Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
2) Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
3) Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; таким образом, тренд есть перспективный, прогнозный анализ;
4) Анализ финансовых коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей;
5) Сравнительный анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности фирмы с показателями дочерних фирм, подразделений, а также при сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими показателями прошлых периодов;
6) Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Все методы экономического анализа можно разделить на две большие группы – качественные и количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности организации.
Количественные методы нацелены на то, что в процессе анализа оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.
Количественные методы подразделяются на:
- статистические;
- бухгалтерские (метод двойной записи, балансовый метод);
- экономико–математические.
Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как:
- использование абсолютных, относительных и средних величин;
- сравнение;
- группировка;
Состав и структура оборотных средств предприятия
Наряду с основными фондами для работы предприятия огромное значение имеет наличие оптимального количества оборотных средств. Оборотные средства (оборотный капитал) - это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих неп ...
Понятие финансового состояния организации и его основные показатели
В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовое состояние. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие и эффективность размещения и использования финансовых ресурсов [33, с.98]. Оно отражает такое со ...
Рекомендации по повышению эффективности организации финансов
Анализ экономических показателей функционирования предприятия ФГУП «» в 2006-2008 г.г показал необходимость проведения ряда мер по увеличению эффективности организации финансов. В результате анализа выявлены две основные нежелательные тенденции: – снижение фондоотдачи за счет резкого увеличения сум ...